Волны Мартено в композиторском творчестве ХХ века: от Эдгара Вареза к Пьеру Булезу и Тристану Мюраю
Аннотация
Статья посвящена истории электронного инструмента волны Мартено и формированию репертуара. В различные периоды композиторы обращались к этому инструменту с большей или меньшей степенью активности. В статье анализ фокусируется на трех авторах: Эдгаре Варезе, Пьере Булезе и Тристане Мюрае. Описывается судьбоносная роль инструмента в творческой карьере Пьера Булеза, который оказался на рубеже различных эстетик, кардинально изменив свое отношение к инструменту от приятия – к резкому отрицанию возможности его использования в своем творчестве. Последующая жизнь и судьба инструмента оказалась связанной с направлением французского спектрализма и с творчеством одного из ведущих композиторов данного направления – Тристана Мюрая. Выводом из исследования становится тезис о том, что в различные периоды существования новой музыки ХХ века композиторский интерес к инструменту был обусловлен в первую очередь эстетическими факторами. Он представлен как дилемма выразительного и антиэкспрессивного.
Ключевые слова
Об авторе
Мэнхань ЛиРоссия
Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Ли Мэнхань. Волны Мартено и терменвокс – «очеловеченные голоса» переменного тока // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2025. № 4 (99). С. 110‒124.
2. Laurendeau J. Maurice Martenot, Luthier de l’electronique, 1st edn. Montreal: Louise Courteau ed., 1990. 312 р.
3. Акопян Л. Музыка последнего десятилетия: теория и история. [Электронный ресурс]. URL: https://hakobian-mlc.sias.ru/personalities/varez/ (дата обращения: 10.09.2025).
4. Tvox S., Varese E. Тhereminvox. [Электронный ресурс]. URL: https://thereminvox.com/stories/edgard-varese/ (дата обращения: 10.09.2025).
5. Meïmoun F. Entretien avec Pierre Boulez: Les années d'apprentissages (1942‒1946) [Электронный ресурс]. URL: https://www.musicologie.org/publirem/entretien_avec_pierre_boulez.htl (дата обращения: 10.09.2025).
6. Tchamkerten J. From Fête des belles to Saint François d’Assise: the evolution of the writing for Ondes Martenot in the music of Olivier Messian / C. Dingle and N. Simeone (Eds.) // Olivier Messiaen: Music, Art and Literaturе. London: Ashgate, 2007. Р. 70‒78.
7. Boulez P. Quatuor pour quatre ondes Martenot (1945‒1946) [Электронный ресурс]. URL: https://brahms.ircam.fr/en/work/quatuor-pour-quatre-ondes-martenot (дата обращения: 10.09.2025).
8. Madden D. “Advocating Sonic Restoration: Les Ondes Martenot in Practice” // Journal of Mobile Culture. 2013. 07. 01. Р. 10‒20.
9. Olivier Messiaen: Music, Art and Literature / Dingle C., Simeone N. Eds. London.: Routledge, 2016. 384 р.
10. Ferguson S. Review of Models & Artifice: The Collected Writings of Tristan Murail // Contemporary Music Review. 2005. Vol. 24, No. 2/3. April/June. Р. 115–120.
11. Фархадов Р. Пролог и эпилог Жерара Гризе // Играем сначала [Электронный ресурс]. URL: https://gazetaigraem.ru/article/36890 (дата обращения: 10.09.2025).
12. Loriod J. Technique de l'onde électronique. Paris: Alphonse Leduc Publisher, 2005. 125 p.
Рецензия
Для цитирования:
Ли М. Волны Мартено в композиторском творчестве ХХ века: от Эдгара Вареза к Пьеру Булезу и Тристану Мюраю. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(5):101-110.
For citation:
Li M. Martenot waves in 20th-century composition: From Edgard Varèse to Pierre Boulez and Tristan Murai. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(5):101-110. (In Russ.)











