Материальные музыкальные объекты в постмодернистской парадигме
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению феномена немузыкальных звучащих предметов в академической музыке конца XX – начала XXI века в рамках постмодернистской парадигмы в искусстве, постструктуралистской философии и объект-ориентированной онтологии Грэма Хармана. Музицирование на предметах окружающего мира или материальных музыкальных объектах (ММО) – явление, встречающееся в культуре разных стран и эпох. Наиболее частое и последовательное использование ММО в профессиональной музыкальной среде наблюдается последние 70 лет, что может свидетельствовать об их осознанном включении в свои партитуры. Автор полагает, что, с одной стороны, работа с ММО является результатом личных предпочтений музыкантов, с другой стороны, количество обращений к ММО, географический охват и разнообразие жанров произведений с участием ММО указывают на наличие общих философско-эстетических установок, которыми можно объяснить существование ММО в пространстве художественного произведения.
Об авторе
В. А. КухтаРоссия
Аспирант, педагог дополнительного образования
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Санкт-Петербургский пр., д. 4-А, Петергоф, 198510
Список литературы
1. Кухта В. А. Звуковой инструментарий новейшей музыки // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2023. № 3(86). С. 106–116.
2. Кухта В. А. К проблеме изучения музыкальных объектов в истории академической музыки // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3(48). С. 55‒63.
3. Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: новая “теория всего” / пер. с англ. М. Фетисов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. 270 с.
4. Линьцзи Ч. Концепция органической музыки Тань Дуня // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 4. С. 117–125.
5. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 413–423.
6. Фридман Дж. Александр Бакши и Театр звука [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2004/5/aleksandr-bakshi-iteatrzvuka.html?ysclid=m7eeuiehcc825978969 (дата обращения: 21.02.2025).
7. A Symphony for Cell Phones [Электронный ресурс]. URL: https://time.com/archive/6908012/a-symphony-for-cell-phones/ (дата обращения: 21.01.2025).
8. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. статья Н. Автономовой. М: Ad Marginem, 2000. 511 с.
9. Харман Г. Четвероякий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с англ. А. Морозов, О. Мышкин. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 147 с.
10. Чередниченко Т. Музыкальный запас: Александр Бакши [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2000/6/muzykalnyj-zapas-aleksandrbakshi.html?ysclid=m9qrve5lz4990777745 (дата обращения: 21.02.2025).
11. Гёббельс Х. Эстетика отсутствия: тексты о музыке и театре. М.: Театр и его дневник, 2015. 271 с.
12. Airmachine / Ondřej Adámek [сайт]. URL: https://ondrejadamek.com/airmachine/ (дата обращения: 31.05.2025).
13. Светличный А. Электрическое тело поет / Время слышать [Электронный ресурс]. URL: https://timetohear.ru/electric_body (дата обращения: 21.02.2025).
14. Труфанова Е. О. Техно-эскапизм и эскапизм от технологий [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehno-eskapizm-i-eskapizm-ottehnologiy (дата обращения: 12.02.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Кухта В.А. Материальные музыкальные объекты в постмодернистской парадигме. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(5):90-100.
For citation:
Kukhta V.А. Material musical objects in the postmodernist paradigm. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(5):90-100. (In Russ.)











