Музыка П. И. Чайковского в балете как проблема. Рефлексии премьерной критики
Аннотация
Статья освещает важный аспект критической рецепции балетов с музыкой П. И. Чайковского, а именно дискуссию о возможности использования музыки композитора для хореографии. Наиболее остро этот вопрос ставили критики и публицисты, отозвавшиеся на премьерные спектакли «Лебединого озера» (1877), «Спящей красавицы» (1890) и «Щелкунчика» (1892). Именно они стали первыми, кто сформулировал впечатления от работы крупного современного композитора-симфониста в балетном жанре. При практически единогласном признании художественных достоинств музыки П. И. Чайковского мнения о ее пригодности для постановки танцев и уместности в балетном спектакле разделились и располагались в широком спектре от полного одобрения до резкого протеста. В статье отмечен рост внимания к балетам с музыкой композитора со стороны профессионального балетного сообщества: от «Лебединого озера», рассмотренного почти исключительно музыкальной критикой, до «Щелкунчика», вызвавшего самую острую полемику с участием музыкальных и балетных критиков и публицистов, а также представителей различных лагерей околотеатральной общественности. В свою очередь, динамика изменения взглядов на музыку П. И. Чайковского в балете, имевшая место при жизни композитора, позволяет утверждать, что основной причиной неприятия стала новизна музыкальных решений в условиях балетного жанра. Новый творческий опыт был довольно быстро освоен, и три балета на музыку П. И. Чайковского заняли в отечественной и мировой культуре подобающее им место.
Об авторе
А. В. КомаровРоссия
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела документов и личных архивов; старший научный сотрудник Сектора истории музыки
ул. Фадеева, д. 4, Москва, 125047
Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009
Список литературы
1. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / Ред.- сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е изд. М.: П. Юргенсон, 2006. LXXX, 1107 с.
2. Библиография жизни и творчества П. И. Чайковского. Указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866–2006) / Авт.-сост. С. А. Петухова. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. 855 с.
3. Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: Музгиз, 1956. 335 с.
4. Wiley R. J. Tchaikovsky’s ballets. Swan Lake, Sleeping Beauty, Nutcracker. London: Oxford University Press, 1991. XV, 429 p.
5. П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях. Постановка в Московском Большом театре (1875–1883). Скрипичный репетитор и другие документы / Сост., выявл., публ. и коммент. С. А. Конаева. СПб.: Композитор · Санкт-Петербург, 2015. 271 с.
6. Дни и годы П. И. Чайковского: летопись жизни и творчества / Сост. Э. Зайденшнур, В. Киселев, А. Орлова, Н. Шеманин; под ред. В. Яковлева. М.; Л.: Музгиз, 1940. 744 с.
7. Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах / Под ред. Гр. Бернандта. М.: Музгиз, 1958. 635 с.
8. Из Москвы (корреспонденция «Всемирной иллюстрации») // Всемирная иллюстрация. 1876. № 378. 27 марта. С. 266.
9. П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. VI: 1876–1877 / Том подготовлен Н. А. Викторовой и Б. И. Рабиновичем. М.: Музгиз, 1961. 397 с.
10. Соколов А. Московские письма. Письмо 2-е // Петербургский листок. 1877. № 28. 10 февраля. С. 3.
11. «Лебединое озеро», балет. Музыка г. Чайковского // Театральная газета. 1877. № 38. 21 февраля. С. 2.
12. А. Д. «Лебединое озеро», балет г. Рейзингера. Музыка г. Чайковского // Театральная газета. 1877. № 39. 22 февраля. С. 2.
13. Н. К-н [Кашкин Н. Д.] Музыкальная хроника. Концерт г. Рубинштейна. «Лебединое озеро» – балет, музыка соч. г. Чайковского // Русские ведомости. 1877. № 49. 25 февраля. С. 1.
14. Ларош [Ларош Г. А.] Музыкальные наблюдения и впечатления (из Москвы) // Голос. 1878. № 254. 14 сентября. С. 1–2.
15. Московские письма. VII. Концерт Н. Г. Рубинштейна и несколько слов по этому поводу. – Опера и дебютанты. – Живые картины с музыкой и новый балет. – «Червонные валеты». – Городское управление. – Предвкушения весны // Русский мир. 1877. № 51. 23 февраля. С. 1–2.
16. К. [Курепин А. Д.] Московский фельетон // Новое время. 1877. № 358. 26 февраля. С. 1–2.
17. Никс [Кичеев Н. П.] Сцена и кулисы. Заметки театрального проходимца. «Лебединое озеро». – Анекдот об одной очень умной собаке. – Бенефис г. Ленского. – Щепетильный автор и стакан сельтерской воды. – «Особые приметы». – Горячечный фельетонист. – «Tu l’a voulu, George Dandin!» // Будильник. 1877. № 9. С. 7.
18. Театрал [Веневитинов М. А.] «Лебединое озеро». Балет г. Рейзингера. Музыка г. Чайковского // Московское обозрение. 1877. № 8. 22 февраля. С. 148.
19. N. [Сомов А. И.] «Лебединое озеро». Балет г. Рейзингера, музыка П. И. Чайковского (Корреспонденция из Москвы) // Санкт-Петербургские ведомости. 1877. № 54. 23 февраля. С. 3.
20. Театр, музыка и зрелища. Балет «Спящая красавица» // Сын Отечества. 1890. № 3. 4 января. С. 3.
21. Театральный курьер. Еще о новом балете // Петербургский листок. 1890. № 4. 5 января. С. 3.
22. Театральное эхо. «Спящая красавица» (новый балет) // Петербургская газета. 1890. № 3. 4 января. С. 3.
23. Буква [Василевский И. Ф] Петербургские наброски. Современные съезды, их природа и особенности. – Несколько данных о Петербурге из речи городского головы. – Результаты последней переписи. – Новые данные о положении «пьяного дела» в России. – Сколько выпивает в год средний русский человек. – Винный юбилей стариннейшего петербургского клуба. – Прежде и теперь. – Новый балет «Спящая красавица». – Либретто, музыка, танцы, декорации, костюмы // Русские ведомости. 1890. № 13. 14 января. С. 2.
24. Л. Театральное эхо. Музыка к «Спящей красавице» // Петербургская газета. 1890. № 15. 16 января. С. 3.
25. Иванов М. Музыкальные наброски. «Манфред» Р. Шумана. – «Спящая красавица», балет-феерия в 3-х действиях с прологом, музыка П. Чайковского // Новое время. 1890. № 4993. 22 января. С. 2.
26. [Бернард Н. М.] «Спящая красавица». Балет-феерия в 3-х действиях с прологом, М. Петипа. Музыка П. И. Чайковского // Нувеллист. 1890. № 2. С. 3–5.
27. Б. Театральное эхо. «Щелкунчик», балет-феерия // Петербургская газета. 1892. № 337. 7 декабря. С. 3.
28. Баскин В. Театральное эхо. «Щелкунчик» // Петербургская газета. 1892. № 339. 9 декабря. С. 4.
29. К. [Статья без названия в рубрике «Театральное эхо»] // Петербургская газета. 1892. № 340. 10 декабря. С. 4.
30. Домино «Щелкунчик», балет-феерия. Музыка П. И. Чайковского // Биржевые ведомости. 1892. № 338. 8 декабря. С. 3.
31. [Статья без названия в рубрике «Театр и музыка»] // Новое время. 1892. № 6028. 8 декабря. С. 3.
32. Иванов М. Музыкальные наброски. «Иоланта», лирическая опера в 1- м действии. — «Щелкунчик», балет-феерия в 2-х действиях. Музыка П. Чайковского (первое представление 6-го декабря) // Новое время. 1892. № 6034. 14 декабря. С. 2.
33. Баскин В. [Статья без названия в рубрике «Искусство»] // Нива. 1892. № 51. С. 1150.
34. Баскин В. Петербургская музыкальная жизнь // Наблюдатель. 1893. № 6. Июнь. С. 225–234.
35. Я. К. Балет // Биржевые ведомости. 1892. № 310. 10 ноября. С. 3.
Рецензия
Для цитирования:
Комаров А.В. Музыка П. И. Чайковского в балете как проблема. Рефлексии премьерной критики. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(5):68-89.
For citation:
Komarov A.V. P. I. Tchaikovsky’s music in ballet as a problem. Analysis by the premiere critics. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(5):68-89. (In Russ.)











