Балет «Золотая орда» в контексте актуальных тенденций развития современного татарского балета
Аннотация
Татарский балет – яркое явление в отечественном музыкальном театре. Первый татарский балет «Шурале» на несколько десятилетий определил векторы развития жанра в татарском театре, связанные с выбором литературного первоисточника, разработкой драматургии и сценическим воплощением сказочного многоактного спектакля. XXI век демонстрирует новые подходы к выбору сюжета и жанровым поискам. Основой первых балетных постановок являются произведения средневековой татарской литературы. В статье предпринимается анализ балета «Золотая Орда», созданного на сюжет дастана «Идегей». Выявляются особенности художественной «адаптации» исторических событий и образов реальных героев для современного зрителя, поиска нового жанрового и сценического решения.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Н. ТереховаРоссия
Магистрант
ул. Большая Красная, 38, Казань, 420015
Список литературы
1. Алмазова А. А. Музыка татарского балета // Музыка и современность (актуальные вопросы татарской музыки). Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. С. 30‒52.
2. Терехова Е. Н., Хайрутдинова Д. Ф. Балет-притча «Сказание о Йусуфе» Л. Любовского, Р. Хариса и Г. Ковтуна: к вопросу о жанровом решении // Музыка. Искусство, наука, практика. 2024. № 1 (45). С. 83‒96.
3. Петрова Л. В. «Сказание о Йусуфе»: размышления о балете // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 5. С. 51‒56.
4. Хайрутдинова Д. Ф., Хайрутдинова Д. Э. Мансур Музафаров и татарский драматический театр // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. № 2 (38). С. 67‒81.
5. Хайруллина В. И. Народный эпос «Идегей» и его исторические основы: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09. Казань. 1999. 22 с.
6. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос «Идегей»: эхо сквозь столетия // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 3. С. 537‒550.
7. Хабутдинова М. М. Идейно-художественное своеобразие драматической поэмы Р. Хариса «Идегей» // Вестник ТГГПУ. 2021. № 2 (64). С. 207‒212.
8. Ромео и Джульетта времен Золотой Орды [Электронный ресурс]. URL: https://history-kazan.ru/14338-romeo-i-dzhuletta-vremen-zolotoj-ordy (дата обращения: 05.04.2025).
9. Гуськов В. В. Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына «Красное колесо» как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Владивосток. 2006. 26 с.
10. Ахиярова Р. Алтын Урда = Золотая Орда: балет 2 пәрдәдә: 2013 елда сәхнәләштерелде: балет в 2 действиях: постановка 2013 года: [буклет]. Татарстан Республикасының мәдәният м-лыгы, Муса Җәлил исем. Татар академия дәүләт опера һәм балет театры; Р. Харис либреттосы; Г. Ковтун хореографиясе һ. сәхнәләштерүе; рәс. А. Злобин; киемнәр буенча рәс. А. Ипатьева; [төз. Р. Такташ]. Казан. 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Терехова Е.Н. Балет «Золотая орда» в контексте актуальных тенденций развития современного татарского балета. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(5):22-37.
For citation:
Terekhova E.N. The Golden horde ballet in the context of current trends in the development of modern Tatar ballet. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(5):22-37. (In Russ.)











