Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Балет «Золотая орда» в контексте актуальных тенденций развития современного татарского балета

Аннотация

Татарский балет – яркое явление в отечественном музыкальном театре. Первый татарский балет «Шурале» на несколько десятилетий определил векторы развития жанра в татарском театре, связанные с выбором литературного первоисточника, разработкой драматургии и сценическим воплощением сказочного многоактного спектакля. XXI век демонстрирует новые подходы к выбору сюжета и жанровым поискам. Основой первых балетных постановок являются произведения средневековой татарской литературы. В статье предпринимается анализ балета «Золотая Орда», созданного на сюжет дастана «Идегей». Выявляются особенности художественной «адаптации» исторических событий и образов реальных героев для современного зрителя, поиска нового жанрового и сценического решения.

Об авторе

Е. Н. Терехова
Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова
Россия

Магистрант 

ул. Большая Красная, 38, Казань, 420015 



Список литературы

1. Алмазова А. А. Музыка татарского балета // Музыка и современность (актуальные вопросы татарской музыки). Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. С. 30‒52.

2. Терехова Е. Н., Хайрутдинова Д. Ф. Балет-притча «Сказание о Йусуфе» Л. Любовского, Р. Хариса и Г. Ковтуна: к вопросу о жанровом решении // Музыка. Искусство, наука, практика. 2024. № 1 (45). С. 83‒96.

3. Петрова Л. В. «Сказание о Йусуфе»: размышления о балете // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 5. С. 51‒56.

4. Хайрутдинова Д. Ф., Хайрутдинова Д. Э. Мансур Музафаров и татарский драматический театр // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. № 2 (38). С. 67‒81.

5. Хайруллина В. И. Народный эпос «Идегей» и его исторические основы: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09. Казань. 1999. 22 с.

6. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос «Идегей»: эхо сквозь столетия // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 3. С. 537‒550.

7. Хабутдинова М. М. Идейно-художественное своеобразие драматической поэмы Р. Хариса «Идегей» // Вестник ТГГПУ. 2021. № 2 (64). С. 207‒212.

8. Ромео и Джульетта времен Золотой Орды [Электронный ресурс]. URL: https://history-kazan.ru/14338-romeo-i-dzhuletta-vremen-zolotoj-ordy (дата обращения: 05.04.2025).

9. Гуськов В. В. Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына «Красное колесо» как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Владивосток. 2006. 26 с.

10. Ахиярова Р. Алтын Урда = Золотая Орда: балет 2 пәрдәдә: 2013 елда сәхнәләштерелде: балет в 2 действиях: постановка 2013 года: [буклет]. Татарстан Республикасының мәдәният м-лыгы, Муса Җәлил исем. Татар академия дәүләт опера һәм балет театры; Р. Харис либреттосы; Г. Ковтун хореографиясе һ. сәхнәләштерүе; рәс. А. Злобин; киемнәр буенча рәс. А. Ипатьева; [төз. Р. Такташ]. Казан. 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Терехова Е.Н. Балет «Золотая орда» в контексте актуальных тенденций развития современного татарского балета. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(5):22-37.

For citation:


Terekhova E.N. The Golden horde ballet in the context of current trends in the development of modern Tatar ballet. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(5):22-37. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)