Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Опера-балет «Бог и баядерка» Д.-Ф.-Э. Обера и Э. Скриба: музыкально-драматическая трактовка образа Золоэ

Аннотация

В статье рассматривается специфика музыкально-драматической интерпретации образа баядерки Золоэ в опере-балете Д. Обера и Э. Скриба «Бог и баядерка, или Влюбленная куртизанка» (Париж, 1830). Танцевальная, а не вокальная роль главной героини обусловила новую, непривычную для оперной аудитории расстановку драматических акцентов. Партия Золоэ, лишенная паритета с вокальными партиями других персонажей и основанная только на танце и пантомиме, тем не менее содержала в себе большую сценическую и эмоциональную нагрузку. Танцующая баядерка впервые оказалась в центре музыкального спектакля благодаря музыкальной выразительности оркестра, новаторской хореографии Филиппо Тальони и таланту его дочери Марии Тальони, для которой была создана роль. Театральные критики сочли либретто Скриба недостаточно драматичным, но единодушно признали, что хореографическое мастерство Тальони заслонило собой недостатки драматургии. Хотя Золоэ не была исторически первой баядеркой на сцене парижского театра Opéra, именно она обозначила вектор развития европейского романтического балета.

Об авторах

Яюань Тянь
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Тянь Яюань ‒ аспирант

Санкт-Петербург, 191186



Н. В. Медведева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Медведева Н. В. ‒ канд. искусствовед., проф. каф. муз.-инструмент. подготовки

Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Леуччи Т. Наследие романтизма и ориентализма в балетах Мариуса Петипа с индийским мотивом: «Баядерка» (1877) и «Талисман» (1889) // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2019. № 6 (65). С. 22–32.

2. Scribe E. Le Dieu et la Bayadère // Oeuvres complètes de Eugène Scribe, de l’Académie Française. Troisième série: Opéras, ballets. Vol. 1. P. 227–265.

3. Жесткова О. В. Мимическая роль Лиз Нобле в опере «Немая из Портичи» // Балет. 2015. Т. 194. № 5. С. 28–31.

4. Académie royale de musique. Première représentation de Le Dieu et la bayadère, ou la Courtisane amoureuse, opéra en deux actes (Feuilleton). Le Globe: journal littéraire. 17 octobre 1830. № 238. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k4926310s/f1.item (дата обращения: 08.08.2025).

5. Auber D.-F.-E. La Bayadère amoureuse ou Le Dieu et la Bayadère. Opéra en deux actes. Paroles de Mr. Scribe. Partition réduite avec accompagnement de piano par V. Rifaut. Mayence et Anvers: chez B. Schott's Söhne, 1831.

6. Auber D.-F.-E. Le Dieu et la Bayadère: opéra en 2 actes. Paroles de M. Eugène Scribe; musique de D.F.E. Auber. Partition piano et chant. Paris: Brandus et Cie., s.d. [vers 1848].

7. Daniel-François-Esprit Auber. Overtures, Vol. 6. Karlovy Vary Symphony Orchestra. Dario Salvi. Format: Audio CD. Edition: Naxos Rights International Limited, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.naxos.com/CatalogueDetail/?id=8.574532 (дата обращения: 08.08.2025).

8. Le Dieu et la Bayadère, opéra en deux actes (Chronique musicale. Académie royale de musique). Journal des Débats politiques et littéraires. 15 octobre 1830. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k437093p/f1.item (дата обращения: 08.08.2025).

9. Жесткова О. В. Социальные и институциональные аспекты балета в Парижской Опере XIX века // Опера в музыкальном театре: История и современность. Мат- лы Четвертой Международ. науч. конф. Т. 2. М.: Рос. Акад. музыки им. Гнесиных, 2019. С. 111–119.

10. Opéra. (Spectacles). Gazette nationale ou le Moniteur universel. 21 octobre 1830. № 294. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k44259036/f4.item (дата обращения: 08.08.2025).

11. Жесткова О. В. Анри Дюпоншель и рождение романтического театрального декора // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 66–74.

12. Lecomte H. Le dieu et la bayadère: onze maquettes de costumes. 1830. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8454521k.r=Le%20Dieu%20et%20la%20Bayadere%20costume?rk=21459;2 (дата обращения: 08.08.2025).

13. Le Dieu et la Bayadère, ou la Courtisane amoureuse, opéra en deux actes (Académie royale de musique). La Quotidienne. 16 octobre 1830. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1730736q/f1.item (дата обращения: 08.08.2025).

14. La Fontaine J. La Courtisane amoureuse // Contes et nouvelles en vers. T. 1–3. Edi- tion du groupe “Ebooks libres et gratuits” (réimpression: Paris: Claude Barbin, 1665). P. 227–236. [Электронный ресурс]. URL: https://www.centremultime-dia.be/IMG/pdf/la_fontaine_contes_1.pdf (дата обращения: 08.08.2025).

15. Première représentation du Dieu et la Bayadère, ou la Courtisanne amoureuse, opéra en 2 actes (Théâtre de l’Opéra). Le Figaro: journal littéraire: théâtre, critique, sciences, arts, moeurs, nouvelles, scandale, économie domestique, biographie, bibliographie, modes. 14 octobre 1830. No. 285. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2667647/f2.item# (дата обращения: 08.08.2025).

16. Жесткова О. В. Эжен Скриб – «умелый человек» // Музыка. Искусство, Наука, Практика. 2013. № 2 (4). С. 7–17.

17. Smith M. Three Hybrid Works at the Paris Opéra, Circa 1830 // Dance Chronicle. Vol. 24, №. 1. Р. 7–53.

18. Première représentation de: le Dieu et la Bayadère, opéra en deux actes (Académie Royale de musique). Le Corsaire. Journal des spectacles, de la littérature, des arts, des moeurs, des théâtres et des modes. 14 octobre 1830. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k46881572/f2.item (дата обращения: 08.08.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Тянь Я., Медведева Н.В. Опера-балет «Бог и баядерка» Д.-Ф.-Э. Обера и Э. Скриба: музыкально-драматическая трактовка образа Золоэ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(4):150-166.

For citation:


Tian Ya., Medvedeva N.V. The Opera-ballet Le Dieu et la bayadère by D.-F.-E. Auber and E. Scribe: A Musical and Dramatic Interpretation of the Character of Zoloé. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(4):150-166. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)