Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Гамлет» Юрия Бутусова в театре им. Ленсовета: композиция и художественное содержание

Аннотация

Статья посвящена выявлению композиции и художественного содержания спектакля Юрия Бутусова «Гамлет», поставленного в Театре им. Ленсовета. Метод исследования, разработанный автором и апробированный в трех монографиях, заключается в реконструкции и анализе спектакля. Автором проведено реконструирование спектакля при параллельном выявлении сквозных тем. Одной из них является тема Гамлета, другой – тема окружающего его мира. Кроме них, обнаружена подтема открытой театральной игры или тема театра, которая в ходе спектакля примыкает то к одной, то к другой теме. Установлено, что при соотнесении названных тем формируется драматическое действие спектакля, в процессе которого происходит становление художественного содержания спектакля. Показано, что композиция спектакля состоит из ассоциативно соединенных между собой эпизодов, т. е. «Гамлет» Бутусова, согласно предложенной П. А Марковым типологии, является спектаклем театра поэтического типа. Выявлено, что художественное содержание сценического целого заключается, прежде всего, в несоразмерности сил драматического действия: уязвимого, тонко чувствующего Гамлетамальчишки, каким он представлен в спектакле, и окружающей действительности, пронизанной ложью, вероломством и насилием.

Об авторе

О. Н. Мальцева
Российский институт истории искусств; Российский государственный институт сценических искусств
Россия

Мальцева О. Н. – д-р искусствовед., доц., ведущий науч. сотр. (сектор театра), проф. каф. рус. театра
Исаакиевская пл., д. 5, Санкт-Петербург, 190000
ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028



Список литературы

1. Мальцева О. Н. Поэтический театр Юрия Любимова. СПб.: РИИИ, 1999. 271 с.

2. Мальцева О. Н. Театр Эймунтаса Някрошюса (Поэтика) / предисл. Ю. М. Барбоя. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 304 с.

3. Мальцева О. Н. Театр Роберта Стуруа. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 200 с.

4. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: Ленинград. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. 201 с.

5. Барбой Ю. М. К теории театра. СПб.: СПбГАТИ, 2008. 240 с.

6. Мальцева О. Н. Реконструкция спектакля // Семинар по театральной критике: учеб. пос. / ред.-сост. Н. В. Песочинский. СПб.: СПбГАТИ, 2013. С. 38–72.

7. Мальцева О. Н. Анализ спектакля // Семинар по театральной критике: учеб. пос. / ред.-сост. Н. В. Песочинский. СПб.: СПбГАТИ, 2013. С. 88–127.

8. Мальцева О. Н. Театральная критика о спектакле Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. Ленсовета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2025. № 2 (97). С. 155–164.

9. Горфункель Е. И. Балаган на руинах. СПб.: Порядок слов, 2024. 464 с.

10. Кушляева О. Малыш спускается в ад // Петербургский театральный журнал. 2018. № 1 (91). С. 89‒92.

11. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / вступ. ст. Н. Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.

12. Ассоциация // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 39‒40.

13. Ронгинская Е. Младой и нежный Гамлет // Сцена. 2018. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://ptj.spb.ru/pressa/mladoj-i-nezhnyj-gamlet/ (дата обращения: 23.08.2024).

14. Марков П. А. Письмо о Мейерхольде // Марков П. А. О театре: в 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. С. 59–75.


Рецензия

Для цитирования:


Мальцева О.Н. «Гамлет» Юрия Бутусова в театре им. Ленсовета: композиция и художественное содержание. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(4):125-140.

For citation:


Maltseva O.N. Hamlet by Yuri Butusov at the Lensoviet theatre: Composition and artistic content. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(4):125-140. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)