Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Европейский бальный оркестр первой половины XIX века: лаборатория оркестровой практики

Аннотация

Статья посвящена изучению специфики бальных оркестров первой половины в XIX века – европейских музыкальных коллективов, специализирующихся на исполнении легкой и танцевальной музыки, общественных музыкальных развлечениях. Социальные изменения, происходившие в европейском обществе, обусловили появление общедоступных форм музыкальных развлечений (общественных балов, променад-концертов) и послужили импульсом для распространения новой практики выступлений коммерческих оркестров, исполняющих легкую музыку. В статье исследуются особенности бального оркестрового исполнительства Вены, Парижа, Лондона, Санкт-Петербурга, Копенгагена, а также других европейских городов, представленного коллективами Й. Ланнера и И. Штрауса (отца), Ф. Мюзара, Л.-А. Жульена, Г.-Х. Лумбю и др. Выявляется специфика исполнительского репертуара, традиции исполнительской практики (нацеленность на коммерческую успешность в сочетании со стремлением к популяризации классической музыки). Выявляются отличительные особенности оркестров: своеобразие составов, обеспечивающее полноценность звучания оркестра на открытом воздухе, широкое применение сольных тембров, мобильность и использование исполнителей-мультиинструменталистов, применение редких и новых инструментов, а также шумовых и сценических эффектов. Отмечается особая роль бальных оркестров первой половины XIX века в формировании нового инструментария, новых приемов и методов оркестрового исполнительства.

Об авторе

Г. А. Безуглая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Безуглая Г. А. – д-р искусствоведения, доц.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Карс А. История оркестровки / под ред. М. В. Иванова-Борецкого и Н. С. Корндорфа. М.: Музыка, 1990. 304 с.

2. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / предисл. и прим. Р. Штрауса. М.: Музыка, 1972. Ч. 1: Соч. 10. 307 с.

3. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / предисл. и прим. Р. Штрауса. М.: Музыка, 1972. Ч. 2. С. 309–531.

4. Рогаль-Левицкий Д. М. Беседы об оркестре. М.: Музыка, 1961. 287 с.

5. Благодатов Г. История симфонического оркестра. М.-Л.: Музыка, 1969. 312 с.

6. Барсова И. Книга об оркестре. М.: Музыка, 1969. 231 с.

7. Гуревич Л. История оркестровых стилей: учеб. пос. М.: Дека-ВС, 2014. 208 с.

8. Левин C. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: в 2 т. Л.: Музыка, 1983. Т. 2. 190 с.

9. Carse A. The orchestra from Beethoven to Berlioz: a history of the orchestra in the first half of the 19th century, and of the development of orchestral baton-conducting. New-York: Broude Brothers, 1949. 514 p.

10. Gasnault F. Un animateur des bals publics parisiens: Philippe Musard (1792–1859) // Bulletin de la Société de l'histoire de Paris et de l'Ile-de-France, Vol. 108 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k96032746/f128.item# (дата обращения: 06.05.2025).

11. Carse A. The Life of Jullien: Adventurer, Showman-conductor and Establisher of the Promenade Concerts in England, Together with a History of Those Concerts Up to 1895. Cambridge: W. Heffer & Sons Ltd., 1951. 136 p.

12. Schnapper L. Musique et musiciens de bal: Isaac Strauss au service de Napoléon III. Paris: Hors collection Hermann, 2023. 347 p.

13. Skjerne G. H. C. Lumbye og hans samtid. København: J.L. Lybecker, 1912. 356 s.

14. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1978. Т. 4. 976 с.

15. Эстрадный оркестр // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Т. 3: П-Я. 704 с. [Электронный ресурс]. URL: https://humanities_dictionary.academic.ru/6359/ (дата обращения: 07.05.2025).

16. Spitzer J., Zaslaw N. Orchestra // Grove Music Online. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000020402?rskey=xWSjpn&result=1 (дата обращения: 28.05.25).

17. Hawkins J. A General History of the Science and Practice of Music. London: Novello, 1868. Vol. 2. 486 р.

18. Савина Е. В. Роль воксалов в формировании развлекательной культуры дворянского русского общества XVIII века // XXXVII Огаревские чтения. Саранск. 2009. С. 82–90.

19. Beethoven Ludwig van. Elf Wiener Tänze (11 Mödlinger Tänze) WoO 17. Breitkopf & Härtels Partitur-Bibliothek. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1907. 12 S.

20. Hilmar E., Lanner J. Neue Deutsche Biographie [Online-Version] URL: https://www.deutsche-biographie.de/pnd118569597.html#ndbcontent (дата обращения: 28.05.2025).

21. Вена в русской мемуаристике: сб. / сост. и ред. Е. В. Суровцева. Казань: Бук, 2016. 152 с.

22. Musard // Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique. Supplément et complément by Fétis, François-Joseph, Pougin, Arthur. Paris: Firmin-Didot, 1878. S. 255–256.

23. Fétis F.-J. Question de propriété littéraire // Revue Musicale. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=F6q8r0PxmKkC&pg=PA1&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 06.05.2025).

24. Pougin A. Dictionnaire historique et pittoresque du théâtre et des arts qui s'y rattachent: Poétique, musique, danse, pantomime, décor, costume, machinerie, acrobatisme qui s'y rattachent. Paris: Firmin-Didot et cie, 1885. 775 s.

25. Безуглая Г. А. Французская кадриль как явление музыкальной жизни Парижа второй и третьей четвертей XIX века // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2025. № 2. С. 57–73.

26. Musard M. Le Ménestrel: journal de musique [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5621295g/f1.item (дата обращения: 16.05.2025).

27. Berlioz G. Premier concert du conservatorie [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/revueetgazettemu18374pari/page/30/mode/2up (дата обращения: 18.05.2025).

28. Clark M. The Quadrille as Embodied Musical Experience in 19th Century [Электронный ресурс]. URL: https://online.ucpress.edu/jm/article-abstract/19/3/503/63069/The-Quadrille-as-Embodied-Musical-Experience-in?redirectedFrom=PDF (дата обращения: 08.12.2024).

29. Cornet (i) (Fr. cornet à pistons) Anthony C. Baines revised by Arnold Myers, [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/search?q=cornet&searchBtn=Search&isQuickSearch=true (дата обращения: 28.05.2025).

30. La Presse. 1845. 29 Décembre [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k4301665/f2.item (дата обращения: 28.05.2025).

31. Site Hector Berlioz. Hector Berlioz: Feuilletins Feuilleton du Journal des Débats du 10 Novembre 1837 [p. 1] Strauss. Son orchestra, ses walses. – de l’avenir du rhythme. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hberlioz.com/feuilletons/debats371110.htm (дата обращения: 10.06.2025).

32. Revue et gazette musicale de Paris [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/revueetgazettemu18374pari/page/56/mode/2up (дата обращения: 10.06.2025).

33. Cottrell S. The Saxophone. Yale: Yale University Press, 2013. 352 p.

34. McLeod J. Louis Jullien: A Visionary of Nineteenth Century Conducting [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.32396/usurj.v7i1.495 (дата обращения: 10.06.2025).

35. Maxwell I. A Consideration of Joseph Joachim’s Influence on Music in Britain from the mid-1840s to the 1960s // British Music, The Journal of the British Music Society. 2023. Vol. 45. Р. 35–50.


Рецензия

Для цитирования:


Безуглая Г.А. Европейский бальный оркестр первой половины XIX века: лаборатория оркестровой практики. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(4):6-27.

For citation:


Bezuglaya G.A. European ballroom orchestras of the first half of the 19th century: An orchestral practice laboratory. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(4):6-27. (In Russ.)

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)