Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Отечественное искусство и образование на вираже «визуального поворота»

Аннотация

В статье рассматриваются возможности кинематографической практики в цифровую эпоху. Анализ визуальной составляющей в процессе получения информации и знания позволяет сделать вывод о том, что наблюдается доминирование визуальной культуры над текстовой, что играет ключевую роль в формировании культурного и образовательного пространства современного общества. Отечественные фильмы как аудивизуальное искусство, обладая высокой степенью актуальности, выполняют не только просветительские, но и воспитательные функции, способствуя развитию критического мышления, эмоциональной эмпатии и социальной ответственности у молодежи. Кинематограф выступает важным инструментом в сохранении и передаче культурных и духовных ценностей российского общества между поколениями. Через художественные образы и нарративные структуры кинофильмы способствуют закреплению и воспроизведению национальной идентичности, а также формированию устойчивых моральных ориентиров. Это делает включение истории кино в образовательную программу отечественных школ обоснованным и целесообразным.

Об авторе

А. Ю. Русаков
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарных и общественных наук 

ул. Правды, д. 13, Санкт-Петербург, 191119 



Список литературы

1. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах // Хейзинга Й. Сочинения: в 3 т. М.: Прогресс-Культура, 1995. Т. 1. 413 с.

2. Mitchell W. J. T. What is Visual Culture? // Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside / ed. I. Lavin. Princeton, NJ: Institute for Advanced Study, 1995. 206 р.

3. Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture. London: Routledge, 1999. 328 р.

4. Баль М. «Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований» // Логос. № 1 (85). 2012. С. 250‒259.

5. Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. Вып. 46. С. 95‒108.

6. Копцева Н. П. Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 133‒155.

7. Крышталева М. К. Визуальный опыт в аналитике современной культуры: автореф. дис. … канд. культурологии (24.00.01). СПб. 2015.

8. Texter efter 1970 // Konst och film Del 2 (’Art and Film Part 2’) / Lundemo T. (ed.). Stockholm: Raster, 2004. 272 р.

9. Stiegler B. The Time of Cinema ‒ On the ’New World’ and ’Cultural Exception. Tekhnema // Journal of Philosophy and Technology. 1998. Issue 4. Р. 62–114.

10. Шахназаров К. Выступление на форуме «История для будущего. Новый взгляд»: «Шахназаров предложил включить классику советского кинематографа в школьную программу». М.: Музей Победы, 2020. 5 окт. URL: https://tass.ru/kultura/9630721 (дата обращения: 22.05.2025).

11. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: Искусство – СПБ, 2000. 704 с.

12. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.

13. Изотова Н. Н. К вопросу о прочтении «культурного кода» в лингвокультурологии // Культура и цивилизация. 2020. № 10 (4а). С. 5–11.

14. Дюшен Б. Беглые воспоминания // Киноведческие записки. 2003. № 64. С. 181.

15. На помощь школе // Сине-Фоно. 1912/1913. № 6.

16. Школа, жизнь и синематография // Сине-Фоно. 1910/1911. № 3.

17. Гельмонт А. М. Изучение детского кинозрителя. М: Работник просвещения, 1933. 65 с.

18. Архангельский С. И. Учебное кино. М.: Учпедгиз, 1959. 264 с.

19. Федоров A. B. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): дис. ... д-ра пед. наук. М. 1993. 371 c.

20. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М. 1989.

21. Строева A. C., Максимов В. И. Основы киноискусства школьникам. М.: Педагогика, 1974. 56 c.

22. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1987. 176 с.

23. Батенькина О. В. Технологии анимации: учеб. пос. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 116 с.

24. Флегонтова Л. И. Мультипликационный фильм как средство создания учебной ситуации, способствующей формированию универсальных учебных действий младших школьников: методическая разработка. Инта: Средняя образоват. школа № 5, 2013. 54 с.

25. Джафарова О. С. Значение мультипликационной педагогики в процессе подготовки будущих учителей начальных классов // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. трудов / под общ. ред. А. В. Туголукова. М.: ИП Туголуков А. В., 2018. Т. 7. С. 11‒15.


Рецензия

Для цитирования:


Русаков А.Ю. Отечественное искусство и образование на вираже «визуального поворота». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):174-185.

For citation:


Rusakov A.Yu. Domestic art and education on the turn of the “visual turn”. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):174-185. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)