Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Национальные компоненты китайского музыкального театра

Аннотация

Статья посвящена ключевой характеристике китайского музыкального театра: диалектике общего, принадлежащего национальной культуре в целом, и особенного ‒ квинтэссенции региональных музыкально-театральных традиций. Автор раскрывает тему на примере оперы Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие». Впервые анализируется формирование специфики сюжета, вокальной и актерской техники, символичности сценографии и др. Прослеживается взаимосвязь философских учений даосизма, конфуцианства, буддизма, закрепленных в национальном менталитете, в становлении и развитии китайского театра. Акцентируется присутствие элементов даосских практик в пластике актеров, театральных сюжетах, костюмах, музыкальном сопровождении. Отмечается значимость конфуцианских добродетелей в палитре социальных ролей и архетипов персонажей, сюжетов традиционной оперы. Конфуцианская идея самопожертвования коррелирует жертвенной любви к Родине, высшей форме преданности героинь повести Б. Васильева, что созвучно концепту воплощения истинной гуманности и бескорыстного служения «жэнь». Автор приходит к выводу об органичном соединении в сочинении Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие» маркеров культурно-исторического развития жанра (идея самопожертвования, символичность, включение традиционных китайских инструментов) с западноевропейским оперным каноном, что усиливает проявление национального начала во всех культурных процессах.

Об авторе

Хуа Фэн
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Аспирант 

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023 



Список литературы

1. Современные социально-политические процессы в регионах России и мира / Ванеев О. Н., Губин М. А., Ирхен И. И. и др. Краснодар: Центр социальнополитических исследований «Премьер», 2011. 203 с.

2. Костина А. В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. М.: URSS, 2009. 216 с.

3. Ли Бинь. История традиционного китайского театра / пер. с кит. А. В. Минеевой, Н. Н. Рыбалко. М.: Шанс, 2018. 213 с.

4. Будаева Т. Б. Пекинская опера цзинцзюй (музыка, актер и сцена китайского традиционного театра). М.: Нестор-История, 2019. 312 с.

5. Ван Пэйи. Генезис и современное состояние региональных видов традиционного китайского театра сицюй. Минск: А. Н. Вараксин, 2023. 199 с.

6. Бяо Г., Алексеев-Апраксин А. М. Влияние конфуцианства на развитие китайской оперы // Studia Culturae. 2020. № 45. С. 145–156.

7. Хуан Шуай. Музыка в трудах Конфуция // Музыкальная летопись: сб. ст. Т. 10. Краснодар: Краснодарский гос. институт культуры, 2020. С. 288–296.

8. У Ген-Ир. Конфуцианство о роли музыки в обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 261–263.

9. Серова С. А. Китайский театр – эстетический образ мира. М.: Вост. лит., 2005. 166 с.

10. Синь Сюэфэн. Влияние конфуцианства на традиционную китайскую оперу // Современная драматургия. 2015. URL: https://www.sxlib.org.cn/dfzy/qyqq/xsyj/yjwx/lwsp/201612/t20161220_572525.html (дата обращения: 27.02.2025)

11. Галкина Н. М. Даосизм и его влияние на китайскую культуру // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2009. Т. 9, № 3. С. 59–63.

12. Ирхен И. И., Сяо Хэ. Феномен национальных боевых искусств в танцевальной культуре Китая // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 6 (77). С. 21–32.

13. Сы Ян. Идеи даосизма в творчестве Тан Дуна // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2021. № 3 (27). С. 78–90.

14. Чжан Личжэнь. Современная китайская опера (история и перспективы развития): дис. … канд. искусствоведения. СПб. 2010. 149 с.

15. 佛教戏曲的历史与发展. История и развитие буддийской оперы [сайт]. URL: http://www.nhfjw.org/clqy/fjys/2013/2888.html (дата обращения: 06.03.2025).

16. Кочергин И. В. Регионоведение. Китай. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. дом ВКН, 2020. 546 с.

17. Жуань Юнчэнь. Пекинская опера как синтетическое сценическое действо: дис. … канд. искусствоведения. М. 2013. 177 с.

18. 王仁元。从戏曲音乐的文化价值到创造一个"模范"的京剧//百艺. 2014. 3 号。 第 7-15 页。 Ван Рэньюань. От культурной ценности оперной музыки к созданию «образцовой» Пекинской оперы // Сто искусств. 2014. № 3. С. 7–15.

19. 为戏曲作曲家正名. Guangming Daily. 24.09.2016. Ван Ин. Справедливость по отношению к театральным композиторам // Гуанмин Дейли. 2016. 24.09. URL: http://inews.ifeng.com/yidian/50016465/news.shtml?ch=ref_zbs_ydzx_news (дата обращения: 14.02.2025).

20. 于 海 阔. 民族文化瑰宝. 中 州 学 刊. 2014 年 11 月. 第 167-172 页. Юй Хайцяо. Новое исследование причин упадка традиционной оперы // Чжунчжоуский академический журнал. 2014. № 11. С. 167–172.

21. 谭舯. 中国戏曲文化. 统一论坛. Тан Янь. Китайское оперное искусство // Объединенный форум [сайт]. URL: http://www.zhongguotongcuhui.org.cn/tylt/20130603/201306/t20130628_4383488.html (дата обращения: 16.02.2025).

22. Юнусова В. Н., Дин Ж. Современная китайская опера (конца XX ‒ начала XXI веков) и «Первый император» Тань Дуня // Журнал Общества теории музыки. 2021. № 1 (33). С. 23–34.

23. Ирхен И. И., Фэн Хуа. Оперный жанр в оптике сближения культур (на примере оперы Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие») // Ценности и смыслы. 2025. № 2 (96). С. 6–19. DOI:10.24412/2071–6427–2025–2–6–19.

24. Фэн Хуа. Особенности драматургии оперы «Зори здесь тихие» в редакциях Кирилла Молчанова и Тан Цзяньпина // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2025. №1 (96). С. 97–107.

25. Голубан К. А. Роль символа в Пекинской опере // Китай: история и современность: материалы VII междунар. науч.-практ. конф.; 17-19 окт. 2013 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 205–211.

26. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Парадоксальность бытия культуры в обществе // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 34–43. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_2_34.


Рецензия

Для цитирования:


Фэн Х. Национальные компоненты китайского музыкального театра. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(2):129-141.

For citation:


Feng H. National Components of Chinese Musical Theatre. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(2):129-141. (In Russ.)

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)