Национальные компоненты китайского музыкального театра
Аннотация
Статья посвящена ключевой характеристике китайского музыкального театра: диалектике общего, принадлежащего национальной культуре в целом, и особенного ‒ квинтэссенции региональных музыкально-театральных традиций. Автор раскрывает тему на примере оперы Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие». Впервые анализируется формирование специфики сюжета, вокальной и актерской техники, символичности сценографии и др. Прослеживается взаимосвязь философских учений даосизма, конфуцианства, буддизма, закрепленных в национальном менталитете, в становлении и развитии китайского театра. Акцентируется присутствие элементов даосских практик в пластике актеров, театральных сюжетах, костюмах, музыкальном сопровождении. Отмечается значимость конфуцианских добродетелей в палитре социальных ролей и архетипов персонажей, сюжетов традиционной оперы. Конфуцианская идея самопожертвования коррелирует жертвенной любви к Родине, высшей форме преданности героинь повести Б. Васильева, что созвучно концепту воплощения истинной гуманности и бескорыстного служения «жэнь». Автор приходит к выводу об органичном соединении в сочинении Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие» маркеров культурно-исторического развития жанра (идея самопожертвования, символичность, включение традиционных китайских инструментов) с западноевропейским оперным каноном, что усиливает проявление национального начала во всех культурных процессах.
Об авторе
Хуа ФэнРоссия
Аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Современные социально-политические процессы в регионах России и мира / Ванеев О. Н., Губин М. А., Ирхен И. И. и др. Краснодар: Центр социальнополитических исследований «Премьер», 2011. 203 с.
2. Костина А. В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. М.: URSS, 2009. 216 с.
3. Ли Бинь. История традиционного китайского театра / пер. с кит. А. В. Минеевой, Н. Н. Рыбалко. М.: Шанс, 2018. 213 с.
4. Будаева Т. Б. Пекинская опера цзинцзюй (музыка, актер и сцена китайского традиционного театра). М.: Нестор-История, 2019. 312 с.
5. Ван Пэйи. Генезис и современное состояние региональных видов традиционного китайского театра сицюй. Минск: А. Н. Вараксин, 2023. 199 с.
6. Бяо Г., Алексеев-Апраксин А. М. Влияние конфуцианства на развитие китайской оперы // Studia Culturae. 2020. № 45. С. 145–156.
7. Хуан Шуай. Музыка в трудах Конфуция // Музыкальная летопись: сб. ст. Т. 10. Краснодар: Краснодарский гос. институт культуры, 2020. С. 288–296.
8. У Ген-Ир. Конфуцианство о роли музыки в обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 261–263.
9. Серова С. А. Китайский театр – эстетический образ мира. М.: Вост. лит., 2005. 166 с.
10. Синь Сюэфэн. Влияние конфуцианства на традиционную китайскую оперу // Современная драматургия. 2015. URL: https://www.sxlib.org.cn/dfzy/qyqq/xsyj/yjwx/lwsp/201612/t20161220_572525.html (дата обращения: 27.02.2025)
11. Галкина Н. М. Даосизм и его влияние на китайскую культуру // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2009. Т. 9, № 3. С. 59–63.
12. Ирхен И. И., Сяо Хэ. Феномен национальных боевых искусств в танцевальной культуре Китая // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 6 (77). С. 21–32.
13. Сы Ян. Идеи даосизма в творчестве Тан Дуна // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2021. № 3 (27). С. 78–90.
14. Чжан Личжэнь. Современная китайская опера (история и перспективы развития): дис. … канд. искусствоведения. СПб. 2010. 149 с.
15. 佛教戏曲的历史与发展. История и развитие буддийской оперы [сайт]. URL: http://www.nhfjw.org/clqy/fjys/2013/2888.html (дата обращения: 06.03.2025).
16. Кочергин И. В. Регионоведение. Китай. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. дом ВКН, 2020. 546 с.
17. Жуань Юнчэнь. Пекинская опера как синтетическое сценическое действо: дис. … канд. искусствоведения. М. 2013. 177 с.
18. 王仁元。从戏曲音乐的文化价值到创造一个"模范"的京剧//百艺. 2014. 3 号。 第 7-15 页。 Ван Рэньюань. От культурной ценности оперной музыки к созданию «образцовой» Пекинской оперы // Сто искусств. 2014. № 3. С. 7–15.
19. 为戏曲作曲家正名. Guangming Daily. 24.09.2016. Ван Ин. Справедливость по отношению к театральным композиторам // Гуанмин Дейли. 2016. 24.09. URL: http://inews.ifeng.com/yidian/50016465/news.shtml?ch=ref_zbs_ydzx_news (дата обращения: 14.02.2025).
20. 于 海 阔. 民族文化瑰宝. 中 州 学 刊. 2014 年 11 月. 第 167-172 页. Юй Хайцяо. Новое исследование причин упадка традиционной оперы // Чжунчжоуский академический журнал. 2014. № 11. С. 167–172.
21. 谭舯. 中国戏曲文化. 统一论坛. Тан Янь. Китайское оперное искусство // Объединенный форум [сайт]. URL: http://www.zhongguotongcuhui.org.cn/tylt/20130603/201306/t20130628_4383488.html (дата обращения: 16.02.2025).
22. Юнусова В. Н., Дин Ж. Современная китайская опера (конца XX ‒ начала XXI веков) и «Первый император» Тань Дуня // Журнал Общества теории музыки. 2021. № 1 (33). С. 23–34.
23. Ирхен И. И., Фэн Хуа. Оперный жанр в оптике сближения культур (на примере оперы Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие») // Ценности и смыслы. 2025. № 2 (96). С. 6–19. DOI:10.24412/2071–6427–2025–2–6–19.
24. Фэн Хуа. Особенности драматургии оперы «Зори здесь тихие» в редакциях Кирилла Молчанова и Тан Цзяньпина // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2025. №1 (96). С. 97–107.
25. Голубан К. А. Роль символа в Пекинской опере // Китай: история и современность: материалы VII междунар. науч.-практ. конф.; 17-19 окт. 2013 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 205–211.
26. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Парадоксальность бытия культуры в обществе // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 34–43. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_2_34.
Рецензия
Для цитирования:
Фэн Х. Национальные компоненты китайского музыкального театра. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(2):129-141.
For citation:
Feng H. National Components of Chinese Musical Theatre. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(2):129-141. (In Russ.)