Альмеи российской балетной сцены и альмеи Востока: точки соприкосновения и взаимное влияние
Аннотация
Статья посвящена исследованию партий восточных танцовщиц в балетах классического наследия, представляющих танец так называемых альмей – профессиональных танцовщиц арабского Востока. Авторы прослеживают эволюцию образа альмеи на российской балетной сцене XX века на материале ряда восточных танцев, устанавливая средства, с помощью которых балетмейстеры передавали «восточность» своей героини; обнаруживают обратное влияние балетных альмей на развитие восточного танца в арабском регионе.
Об авторах
А. Л. ВасильеваРоссия
Канд. культурологии, доц., зав. каф. методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Н. С. Барсова
Россия
Соискатель уч. ст. канд. иск.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Savary C.-E. Lettres sur l'Egypte, où l'on offre le parallèle des moeurs anciennes et modernes de ses habitants, où l'on décrit l'état, le commerce, l'agriculture, le gouvernement du pays et la descente de St. Louis à Damiette, tirée de Joinville et des auteurs arabes, avec des cartes géographiques. 3 vol. Paris: Onfroi, 1785‒86. 551 p.
2. Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Égypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785 : avec deux cartes géographics & deux planches gravées, représentant les ruines du Temple du Soleil à Balbek, & celles de la ville de Palmyre dans le Désert de Syrie. 2 vol. Paris: Volland, 1787. 457 p.
3. Прусская Е. А. Французская экспедиция в Египет 1798‒1801 гг.: взаимное влияние двух цивилизаций. М.: РОССПЭН, 2016. 183 с.
4. Вольней К. Ф. Путешествие Волнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах. Ч. 1. СПб.: Тип. Ф. Гиппиуса, 1791. 610 с.
5. Вольней К. Ф. Путешествие Волнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах. Ч. 2. СПб.: Тип. при Театре, у Х. Клаудиа, 1793. 682 с.
6. Чистякова Э. Э. Влияние восточной эстетики на европейскую художественную культуру XVIII‒XX вв. // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов. СПб.: ИВР РАН, 2011. С. 143‒153.
7. Тольц В. «Собственный Восток России»: политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 336 с.
8. Никифорова Л. В., Никифорова Н. В., Васильева А. Л. Итальянский балетфеерия и «технологическое возвышенное». Реабилитация «Эксельсиора» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 52‒66.
9. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Эпоха Новерра. СПб.: Лань, Планета музыки, 2008. 320 с.
10. Барсова Н. С., Подъячев К. В. Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 2. C. 149‒173.
11. Ширяев А. В. Воспоминания. Статьи. Материалы. СПб: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2018. 208 с.
12. Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. Е. Суриц, Е. Белова. СПб: Дмитрий Буланин, 2000. 200 с.
13. Макарова О. «Дон Кихот» // Мариинский театр [Электронный ресурс]. URL: https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/petipa200/don_quixote_petipa/ (дата обращения: 08.01.2025).
14. Рафалович А. А. Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям дельты. СПб.: Тип. Я. Трея, 1850. 433 с.
15. Соллогуб В. А. Новый Египет. СПб.: Тип. Скарятина, 1871. 164 с.
16. Скальковский К. Путевые впечатления в Испании, Египте, Аравии и Индии 1869–1972. СПб.: Тип. тов. «Общественная польза», 1873. 323 с.
17. Щербачев Ю. Н. Поездка в Египет. Из Константинополя в Каир. По Нилу и на Суэцком канале. М.: Университетская тип. (М. Катков), 1883. 371 с.
18. Андреевский В. Египет. Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. Описание путешествия в 1880‒81 году. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1884. 471 с.
19. Дедлов В. Л. Из далека. Письма с пути. Из «Книжек Недели». СПб.: Тип. Н. А. Лебедева, 1887. 428 с.
20. Дедлов (Кигн В. Л.) Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции. СПб.: Тип. Н. А. Лебедева, 1887. 482 с.
21. Дедлов В. Франко-русские впечатления: письма с Парижской выставки В. Дедлова. СПб.: Тип. Н. А. Лебедева, 1890. 210 с.
22. Картавцов Е. Э. По Египту и Палестине. Путевые заметки. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1896. 250 с.
23. Рейхельт Н. Н. (Лендер). Египет и Палестина. Очерки и картинки. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1893. 192 с.
24. Елисеев А. В. По белу свету. Путешествия по трем частям Старого Света. М.: Эксмо, 2017. 448 с.
25. Крестовский В. В. В дальних водах и странах // Крестовский В. В. Собрание сочинений Всеволода Владимировича Крестовского: в 8 т. Т. 6. СПб.: Изд. тов. «Общественная польза», 1899. 507 с.
26. Нефедова О. Век российского ориентализма // Взгляд на Восток в российском изобразительном искусстве XIX‒XXI веков. М.: Медина, 2003. С. 26‒122.
27. Бочкарева О. В. Проблема диалога «Восток‒Запад» в антрепризе С. П. Дягилева // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 219‒ 224.
28. Барсова Н. С. Египетские танцовщицы-альмеи в русской дореволюционной литературе путешествий // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 5. С. 6‒30.
29. Розанова О. И. Талант и мастерство (Солистка балета Аннелина Каширина) // Театральный Ленинград. 1988. № 16.
30. Ward H. D. Egyptian Belly Dance in Transition: The Raqs Sharqi Revolution, 1890‒ 1930. Jefferson: McFarland&Company, 2018. 214 p.
31. Барсова Н. С. Москва – Каир. Египетский народный сценический танец: наследие советских хореографов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2023. № 3. С. 10‒36.
32. Афифи А. О. Некоторые проблемы формирования педагогического и исполнительского мастерства школы классического танца АРЕ: дис. … канд. иск. М. 1979. 160 с.
33. Гришина Е. Искусство Египта. // Театр. 1973. № 3. С. 164‒168.
34. Фокин М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. М.; СПб.: Издательские технологии/ Пальмира, 2023. 403 с.
35. Голынец С. В. Лев Самойлович Бакст. М.: БуксМАрт, 2017. 408 с.
36. Бакст Л. Серов и я в Греции. Берлин: Слово, 1923. 59 c.
37. Parry J. Orientalist Lives: Western Artists in the Middle East (1830‒1920). CairoNew York: The American University in Cairo Press, 2018. 294 p.
38. Hawthorn A. Middle Eastern Dance and What We Call It // Dance Research Journal. 2019. Vol. 37. № 1. P. 1‒17.
39. Lagrange L. Le Salon de 1864 // Gazette des Beaux-Arts. 1864. Vol. 16. P. 529.
40. «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева: сб. ст. Л.: Госмузиздат, 1962. 59 с.
41. Захаров Р. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 430 с.
42. Захаров Р. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. 158 с.
43. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в Раннее Средневековье. М.: Наука, 1965. 280 с.
44. Al-Sayyid Marsot A. L. Women and Men in Late Eighteenth-Century Egypt. Austin: University of Texas Press, 1995. 199 p.
45. Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М.: Наука, 1982. 436 с.
46. Ивашнев В. И., Ильина К. В. Ростислав Захаров: Жизнь в танце. М.: Советская Россия, 1982. 240 с.
47. Богаткова П. Н. Танцы разных народов. М.: Молодая гвардия, 1958. 279 с.
48. Программы концертов лауреатов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и Всесоюзного фестиваля в Москве. На русском и английском языках // РГАЛИ. Ф. 993. Оп. 3. Ед. хр. 58. Л. 6 об.
49. Землемеров В. ОАР: Рождение классического балета // Советская музыка. 1968. № 10. С. 120‒124.
50. Андреев А. А. Дуэт. Балет и время. СПб.: Лань, Планета музыки, 2019. 392 с.
51. Bloom J. M. Painting in the Fatimid Period: A Reconsideration // JRAS. 2022. № 3. P. 1‒13.
52. Ormos I. Cairo in Chicago: Cairo Street at World’s Columbian Exposition of 1893. Cairo: Institut Français d'archéologie Orientale, 2021. 448 p.
53. Danse égyptienne // L’œuvre cinématographique des frères Lumière [Электронный ресурс]. URL: https://catalogue-lumiere.com/danse-egyptienne/ (дата обращения 14.04.2024).
54. Fahmy F. Farida: A memoir. M. Drouat, 2024. 202 p.
55. Almaszade G. My Life as Azerbaijan’s First Ballerina // Azerbaijan International. 2002. № 10.3. P. 56‒59.
56. Гасанов К. К вопросу об азербайджанской народной хореографии: дисс…. канд. иск. Баку: Институт архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР, 1973. 230 с.
57. Звездочкин В. А. Творчество Леонида Якобсона. СПб.: СПбГУП, 2007. 224 с.
58. Female Figure // Brooklyn Museum website [Электронный ресурс]. URL: https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/4225 (дата обращения: 31.08.2023).
59. Spencer P. Dance in Ancient Egypt // Near Eastern Archaeology. 2003. Vol. 66. № 3. P. 111‒121.
60. Vesterinen M. Dancing and Professional Dancers in Roman Egypt. Helsinki: Yliopistopaino, 2007. 228 p.
61. Магон С. А. Фламенко: история, жанр, концептосфера: дисс…. канд. иск. Нижний Новгород. 2019. 234 с.
62. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1966. 367 с.
63. Египетский музей. М.: Комсомольская правда, 2011. 95 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева А.Л., Барсова Н.С. Альмеи российской балетной сцены и альмеи Востока: точки соприкосновения и взаимное влияние. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(2):6-25.
For citation:
Vasilyeva A.L., Barsova N.S. The Almehs of Russian Ballet and the Real Almehs of the East: Points of Contact and Mutual Influence. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(2):6-25. (In Russ.)