Украшения в пении в трудах российских педагогов второй половины XIX века
Аннотация
Статья посвящена изучению орнаментики в работах российских вокальных педагогов второй половины XIX века. Украшения в пении, вписанные в исторический контекст эпохи, представляют особый интерес, так как фиксируют важный этап в формировании теоретико-практического знания в России. Если в наследии европейских вокальных педагогов тема орнаментики оставалась актуальной в течение всего XIX столетия, то в России, как показывает специальный анализ трудов отечественных педагогов, она имела свою специфику и степень ее преподнесения в трактатах не всегда получала уровень освещения, сравнимый с европейским. Дистанция в более чем семьдесят лет, разделяющая между собой трактаты русских педагогов, начиная от первой «Школы пения» Александра Варламова («Полная школа пения в трех частях», 1840) вплоть до учения Василия Карелина («Новая теория постановки голоса», 1912), стала тем временным отрезком, когда вместе со сменой художественной практики и ее музыкального материала оптика украшательства сместилась в сторону его минимизации в исполнительстве и педагогике. В русском оперном репертуаре колоратурная техника изначально не была доминирующей. Соответственно, интегрировать европейское знание об украшениях в реальность русской практики второй половины XIX ‒ начала XX веков, где европейская колоратура не имела исторически обусловленного прочного основания, становилось для отечественных вокальных педагогов малоактуальной задачей.
Об авторе
Д. В. ЧеблыковРоссия
Аспирант, певец.
ул. Фестивальная, д. 2, Москва, 125565
Список литературы
1. Рубинштейн А. Г. Избранные письма / общ. ред. Л. А. Баренбойма. М.: Музгиз, 1954. 103 с.
2. Ефимова Н. И., Чеблыков Д. В. «Запутанная теория форшлага», или Апподжиатуры в трудах педагогов вокальной школы Парижской консерватории XIX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 89–98.
3. Варламов А. Е. Школа пения в трех частях // Полное собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Изд-во Стелловского, 1861. Т. 3. С. 655‒666.
4. Варламов А. Е. Полная школа пения / ред. и коммент. В. А. Багадурова. М.: Гос. муз. изд-во, 1953. 170 с.
5. Бронников П. К. Учебник пения по Гароде, Лаблашу, Гарчиа, Дюпре, Панофка, Чинти-Даморо, Ваккаи, Пансерону и др., одобренный Советом профессоров С.-Петербургской Консерватории Императорского Русского Музыкального Общества / сост. П. К. Бронников. СПб., 1880. 128 с.
6. Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. 2-е изд., пересм. и доп. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1886. 118 с.
7. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. СПб.: Столичная скоропечатня, 1899. 84 с.
8. Додонов А. М. Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения: в 2 ч. М.: Тип. Д. И. Иноземцева, М. П. Щепкина, 1899. Ч. 2.105 с.
9. Andrade A. Nouvelle méthode de chant et de vocalisation adoptée parle Conservatoire à Paris. Nouvelle editionpubliée, revue etaugmentée par A. Gatty, 1837. 24 р.
10. Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. 1-е изд. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. 118 с.
11. Чеблыков Д. В. Орнаментика в вокальных трактатах Мануэля Гарсиа-сына и Генриэтты Ниссен-Саломан: парижский метод и его трансляция в практике Петербургской консерватории // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2024. № 4. С. 146‒157.
Рецензия
Для цитирования:
Чеблыков Д.В. Украшения в пении в трудах российских педагогов второй половины XIX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):126-137.
For citation:
Cheblykov D.V. Ornamentation in singing in the works of Russian pedagogues of the second half of the 19th century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):126-137. (In Russ.)