Грани испанского танца и фламенко в театральных постановках «Треуголка» и «Безумец»
Аннотация
В статье рассматриваются образы испанского танца вообще и фламенко в частности в театральных постановках Леонида Мясина и Мануэля де Фалья «Треуголка» (1919), а также Пако Лопеса и Хавьера Латорре на музыку Мануэля де Фалья, Маурисио Сотело и Антонио Руиса Каньисареса «Безумец» (2022).
В начале прошлого века элементы танца фламенко Л. Мясин добавил в хореографический материал балета «Треуголка», отвечая запросу времени – интересу к национальному колориту и ориентализму, а в начале нынешнего века классический испанский танец был привнесен в спектакль фламенко Национального балета Испании «Безумец», где целые сцены балета «Треуголка» явились частью сюжета.
Цель данной статьи – изучить влияние характерного танца на фламенко и наоборот на примере балетов «Треуголка» Л. Мясина на музыку М. де Фалья (1919) и «Безумец» (2022) Х. Латорре на музыку М. де Фалья, М. Сотело и Каньисареса путем анализа танцевальных движений в обоих спектаклях: характерных для фламенко движений рук, ног и корпуса, музыкального материала как иллюстрации образов и привнесение национального колорита в музыкальный спектакль.
Автор статьи приходит к выводам, что Л. Мясин обогатил характерный танец балета «Треуголка» элементами танца фламенко, вывел его на новый уровень, позволив аутентичному фольклорному наследию Юга Испании выйти на театральную сцену и закрепиться там; классический испанский танец был привнесен в спектакль фламенко Национального балета Испании «Безумец», где целые сцены балета «Треуголка» явились частью сюжета как обращение к легенде. Названные составляющие можно рассматривать как части целого.
Об авторе
О. Н. РыжикРоссия
Аспирант, педагог дополнительного образования, танцовщица, хореограф.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023; Невский пр., д. 39, литер А, Санкт-Петербург, 191023; Академический пер., д. 8, Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Колесова И. С. Аутентичный фламенко: транзистии суфизма и цыганской культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 126–134.
2. Магон С. А. Фламенко: история, жанр, концептосфера: дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород. 2019. 224 с.
3. Кучеренко А. Л. Становление и развитие танца фламенко как философии протеста // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14. С. 117‒121.
4. Харцыз Н. В., Васильева Р. М. Феномен популярности фламенко в России // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусства. 2016. № 11. С. 70‒73.
5. Суриц Е. Я. Испанские балеты Леонида Мясина // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 4. С. 49‒55.
6. Маслова А. Театральные традиции XVI‒XVII веков в балете «Треуголка» Мануэля де Фалья // Исследования молодых музыковедов. 2019. № 5. С. 231‒236.
7. Багно В. Е. Испанская «ниша»: Дягилевский балет в годы Первой мировой войны // Русская литература. 2014. № 2. С. 78‒83.
8. Сологуб А. П. «Русские балеты» С. Дягилева и испанский драматический театр 1910‒1920-х годов // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 4. С. 21‒39.
9. Бержапраков Д. Б. Мануэль де Фалья, интродукция к балету «Треуголка»: о тембровом воплощении национального начала [Электронный ресурс]. URL: https://journalpmn.ru/index.php/PMN/article/view/1213 (дата обращения: 14.09.2023)
10. Михайлычева А. Ю. Культурные связи России и Испании: история взаимоотношений [Электронный ресурc]. URL: https://liberal-journal.ru/PDF/17KLLD221.pdf (дата обращения: 14.09.2023)
11. Мясин Л. Моя жизнь в балете. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 364 с.
12. Goldberg K. M. Flamenco on the Global Stage. North Carolina: McFarland & Company, 2015. 347 p.
13. Васильева А. Л. Очерки истории характерного танца. СПб.: Лань; Планета музыки, 2022. 168 с.
14. Navarro J. L. Tradicion y vangardia. Murcia: Caja de Ahorros del Meditarraneo, 2006. 67 p.
15. Molinero J. J. ‘El sombrero’ no se estrenó con música entalada. [Электронный ресурс]. URL: https://www.granadahoy.com/festival_internacional_de_musica_y_danza/sombrero-estreno-musica-enlatada_0_1370863121.html (дата обращения: 14.09.2023)
16. Marinero C. El Ballet Nacional de España en Veranos de la Villa, del 2 al 5 de Agosto, con la obra maestra ‘El sombrero de tres picos’ [Электронный ресурс]. URL: https://www.operaworld.es/el-ballet-nacional-de-espana-en-veranos-de-la-villa-del-2-al-5-de-agosto-con-la-obra-maestra-el-sombrero-de-tres-picos/ (дата обращения: 14.09.2023)
17. Bravo J. ‘El loco’, baile de leyenda [Электронный ресурс]. URL: https://www.abc.es/cultura/teatros/loco-20221210145121-nt.html?fbclid=IwAR2S7IwJxSkeVLoiJ4Nszt1mEjdHPsagFz2PQkXCwiHb-0oFgUmuc5NVtUs (дата обращения: 14.09.2023)
18. Deus J. C. El loco de 2004 a 2022, ballet actual y cuerdo [Электронный ресурс]. URL: https://www.periodistadigital.com/cultura/guia-cultural/20221212/loco-2004-2022-ballet-actual-cuerdo-noticia689404827018/?fbclid=IwAR1iH4SS_CGO21H7YHPm_sY5qkfxUP2lpDRoSruD_dGnd3QicowcUOgGkng (дата обращения: 14.09.2023)
19. Tomas G. G. Sublimando la locura [Электронный ресурc]. URL: https://www.mundoclasico.com/articulo/38197/Sublimando-la-locura (дата обращения: 14.09.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Рыжик О.Н. Грани испанского танца и фламенко в театральных постановках «Треуголка» и «Безумец». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):44-55.
For citation:
Ryzhik O.N. Faces of character dance and flamenco dance in the theater performances The Three-Cornered Hat and The Madman. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):44-55. (In Russ.)