О подготовке специалистов по музыкальному фольклору в Ленинградской государственной консерватории в конце 1920-х годов
Аннотация
Становление научно-музыкального направления в Ленинградской государственной консерватории во второй половине 1920-х годов связано с разработкой учебных программ, началом подготовки исследовательских и педагогических кадров. Данный период — важная веха не только в развитии отечественного музыкознания в целом, но и этномузыкологии, поскольку с конца 1920-х годов в консерватории стали готовить и специалистов по музыкальному фольклору. Значительная роль в этом принадлежит Б. В. Асафьеву, не только развивавшему музыкально-фольклористическую специализацию, но и ориентировавшему некоторых своих учеников на изучение народной музыки.
На основе впервые вводимых в научный оборот документов из Архива Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга раскрываются некоторые вопросы, касающиеся учебного процесса, выявляются выпускники, изучавшие дисциплины, связанные с народной музыкой, устанавливается круг преподавателей. Понимание истории развития образования в области музыкального фольклора — важный этап на пути к пониманию принципов формирования научной школы Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории, а также некоторых общих закономерностей развития отечественной науки о музыкальном фольклоре. В их числе взаимообусловленность научно-исследовательского (теоретического и практического) и образовательного направлений, которая проявилась в изначальной системной связи экспедиционной работы с формированием специализированных фоноархивов, на базе которых должны осуществляться исследования музыкального фольклора, а также привлечением к решению этих научных задач молодых специалистов еще на этапе их обучения.
Об авторе
Е. С. РедьковаРоссия
Редькова Е. С. — кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии;
ул. Глинки, 2 А, Санкт-Петербург, 190068
Список литературы
1. Лобкова Г. В. Этномузыкология в системе высшего образования: история формирования научно-образовательного центра в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова // Народные традиции: музыка – поэзия – танец. 2021. № 1 (1). С. 32–44. DOI: 10.53086/2713-0452-2021-1-1-003.
2. Данько Л. Г. Первые годы работы Б. В. Асафьева в Петроградской консерватории. Приложение: Учебный план 1928–29 гг. Справочно-биографический материал // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сборник статей и материалов / Ред.-сост.: Л. Г. Данько, Т. В. Брославская. СПб.: б/и, 2001. С. 96–108.
3. Дорохова Е. А., Пашина О. А. Жизненный и творческий путь Е. В. Гиппиуса // К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса: Материалы и статьи. М.: Композитор, 2003. С. 7–17.
4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 759. 19 л.
5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 1. Д. 135. 69 л.
6. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 1185. 32 л.
7. Подрезова С. В. «Хороший человек — без интриг; свободен и может ехать»: три эпизода биографии Е. В. Гиппиуса // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 60–81.
8. Редькова Е. С. Из истории первых экспедиций Этнографического кабинета Ленинградской консерватории // Opera musicologica. 2019. № 3 [41]. С. 44–55.
9. Кремлёв Ю. А. Ленинградская государственная консерватория (1862–1937). М.: Музгиз, 1938. 178 с.
10. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 4. Д. 251. 81 л.
11. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2328. 26 л.
12. Архив СПбГК. Д. 30а. 136 л.
Рецензия
Для цитирования:
Редькова Е.С. О подготовке специалистов по музыкальному фольклору в Ленинградской государственной консерватории в конце 1920-х годов. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):134-145.
For citation:
Redkova E.S. On the Training of Specialists in Musical Folklore at Leningrad State Conservatory in the Late 1920s. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):134-145. (In Russ.)