Семиотическая система Дельсарта в единстве теории и практики
Аннотация
Франсуа Дельсарт (1811–1871) — выдающийся французский певец, вокальный педагог, теоретик сценического искусства, разработавший оригинальную систему телесной выразительности исполнителя в видах искусства, связанных со словом, звуком и жестом. В результате кропотливого изучения выразительных возможностей естественного человеческого самопроявления в единстве ощущений, эмоций и мысли он впервые в истории музыкально-театрального искусства сформировал систему, включающую философско-эстетическое обоснование и структурированное описание основных поз, жестов и выражений лица человека с указанием их семантики. Будучи талантливым певцом и актером, Дельсарт уделил особое внимание вопросам взаимосвязи и взаимодействия пластики, тембра, вокальной интонации и дикции.
В современном научном дискурсе его идеи нашли отражение в трудах театроведов, культурологов, философов. Однако в сфере музыковедения значимость учения Дельсарта до сих пор представляется недооцененной. Перспективно рассмотрение его идей в свете достижений современных наук о человеке (нейробиологии, психологии, когнитивистики), что особенно актуально в связи с укреплением позиций телесно-ориентированной эпистемологии и междисциплинарным интересом к семиотике. На основе изученных материалов в статье освещены особенности семиотической системы Дельсарта, в том числе относящиеся к «жестовому» потенциалу музыкального искусства, а также предложен вектор развития его исследовательской программы применительно к изучению музыкальных текстов с позиции возможностей выявления их семантики.
Об авторе
Е. В. ПридановаРоссия
Приданова Е. В. — канд. искусствоведения, доц.;
ул. Пискунова, д. 40, Нижний Новгород, 603005
Список литературы
1. Волконский С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб.: Лань; Планета музыки, 2012. 176 с.
2. Waille F. Corps, arts et spiritualité chez François Delsarte (1811−1871). Des interactions dynamiques. Thèse soutenue le 17 décembre 2009 à 14h30 à l’Université Jean Moulin- Lyon 3.
3. Приданова Е. Учение о «выразительном человеке» Франсуа Дельсарта в аспекте художественной антропологии // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. Н. Новгород, 2021. С. 181−184.
4. Приданова Е. Художественная антропология Ф. Дельсарта в ее исторической перспективе // Вопросы музыкальной науки. 2021. Вып. 4 (45). С. 58−67.
5. Delaumosne А., Delsarte F. Delsarte System of Oratory: Including the Complete Works of M. L’abbe Delaumosne and Mme. Angelique Arnaud (pupils of Delsarte) with the Literary Remains of Francois Delsarte, Procured of Mme. Delsarte and Given Literally in Delsarte’s Own Words, Without Alteration Or Annotation, and Addenda. Fourth Edition. New York. Edgar S. Werner. 1893 546 s. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gutenberg.org/files/12200/12200-h/12200-h.htm (дата обращения: 01.11.2024)
6. Кюль О. Музыкальная семантика. Белгород: Институт прикладной психологии, 2022. 237 с.
7. Асафьев Б. Речевая интонация. М.; Л.: Музыка, 1965. 136 с.
8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1971. 376 с.
9. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
10. Шторк К. Система Далькроза. Л.; М.: Петроград, 1924. 134 с.
11. Вагнер Р. Искусство и революция [Электронный ресурс]. URL: http://wagner.su/book/export/html/348 (дата обращения: 28.09.2021)
12. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика ХХI, 2001. 248 с.
13. Руднева С. Дыхание и дыхательность как средство выразительности движения на разных этапах музыкально-двигательной работы. Рукопись. [Электронный ресурс]. URL: https://dancefrommusic.ru/vvodnaja-chast/ (дата обращения: 28.09.2021)
Рецензия
Для цитирования:
Приданова Е.В. Семиотическая система Дельсарта в единстве теории и практики. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):122-133.
For citation:
Pridanova E.V. Delsarte’s Semiotic System in the Unity of Theory and Practice. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):122-133. (In Russ.)