Интерпретации фаустианского мифа в оперных либретто конца ХХ — начала ХХI века
Аннотация
Статья посвящена анализу интерпретаций фаустианского мифа в оперных либретто конца ХХ — начала ХХI века. Отправной точкой исследования служит роман Томаса Манна «Доктор Фаустус», фигурирующий в ряде оперных либретто. Также анализируются оперы «Ваш Фауст» Анри Пуссёра, «Последняя ночь Фаустуса» Паскаля Дюсапена, «Доктор Фаустус» Конрада Бемера, «Фауст и Йорик» Вольфганга Рима, «Фауст» Филиппа Фенелона, а также «Доктор Атом» Джона Адамса. Итоговым выводом из проведенного исследования становится тезис о том, что множество самых различных источников, присутствующих на всех уровнях в либретто опер второй половины ХХ — начала ХХI века, созданных на основе фаустианского мифа, представляют его постмодернисткую трактовку; сюжет мифа актуализируется в зависимости от потребностей общества и слушателя.
Об авторах
С. В. ЛавроваРоссия
Лаврова С. В. — д-р искусствоведения, проф. каф.;
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
В. А. Шекалов
Россия
Шекалов В. А. — д-р искусствоведения, проф. каф.;
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. 590 с.
2. Адорно Т. В. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. 345 с.
3. Di Stefano G. La vita come musica. Milano: Marsilio; 1991. 280 p.
4. Манн Т. Доктор Фаустус. [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/doktor_faustus/vol1/22 (дата обращения: 03.12.2024)
5. Busoni F. Doktor Faust. Dichtung für Musik in 2 Vorspielen, einem Zwischenspiel und 3 Hauptbildern // Klavierauszug vokal beider Fassungen / Breitkopf & Härtel ed. 360 p.
6. Pousseur H. Fragments théoriques I sur la musique expérimentale. Brussels: Éditions de l’Institut de Sociologie, Université Libre de Bruxelles, 1970. 290. p.
7. Butor M., Pousseur H. Votre Faust: Fantaisie variable genre opera // Centre d’études et de recherches marxistes. 1968. № 62. Р. 3−5.
8. Рим В. «Фауст и Йорик»: камерная опера, партитура. 1976 (1977). Vien: Universal Edition, 2009. Р. 89−90.
9. Boehmer K. Aspects historiques et esthétiques, et implications dramatiques de la composition sonore // Musique et drammaturgie: Esthétique de la représentation au XXe siècle / ed. Laurent Feneyrou. Рaris: Publications de la Sorbonne, 2003. 543 р.
10. Banoun B. «Das Land der Sehnsucht ist die Erde nur ». Le Faust de Philippe Fénelon d’après Lenau (2007) // Cahiers d’études germaniques. 2013. # 65. URL: https://journals.openedition.org/ceg/6379 (дата обращения: 01.12.2024)
11. Siegel R. Music Interviews. John Adams Writes an Opera for the Atomic Age // NPR October 7, 2005. URL: https://www.npr.org/2005/10/07/4948871/john-adams-writes-an-opera-for-the-atomic-age (дата обращения: 01.12.2014)
12. Смит Г. Д. Атомная энергия для военных целей. М.: Гос. транспорт. железнодорожн. изд-во, 1946. 140 с.
13. Ehman C. Reimagining Faust in Postmodern Opera // PHD-Thesis University of Rochester. New York. 2013. 356 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лаврова С.В., Шекалов В.А. Интерпретации фаустианского мифа в оперных либретто конца ХХ — начала ХХI века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):63-78.
For citation:
Lavrova S.V., Shekalov V.A. Interpretations of the Faustian Myth in Opera Librettos of the Late 20th – early 21st Centuries. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):63-78. (In Russ.)