Театральное, дворцово-парковое и декоративно-прикладное искусство: диалог искусств в стиле шинуазри
Аннотация
Шинуазри как псевдокитайский декоративный стиль начинает свое развитие в третьей четверти XVII века. Поначалу он развивается в дворцово-парковом и декоративно-прикладном искусстве, искусстве интерьера. Аналогичные процессы «китаизации» наблюдаются и на сцене, демонстрируя несколько запоздалое взаимодействие театрального искусства с иными видами искусства в эпоху раннего шинуазри. Развитие этого взаимодействия как своеобразного диалога искусств прослеживается на примере развития шинуазри в XVIII столетии. В заключении статьи показывается, что пик моды на шинуазри («зрелое шинуазри») приходится на середину XVIII века. Именно в это время наблюдается всплеск музыкально-сценических постановок в стиле шинуазри. Теперь театральное искусство подвержено тотальной моде на шинуазри так же, как и иные виды искусства.
Ключевые слова
Об авторе
Б. Л. ШапироРоссия
Шапиро Б. Л. — д-р культурологии, канд. ист. наук, доц.,
Миусская пл., д. 6, Москва, 125047;
Камергерский пер., д. 1, Москва, 125009.
Список литературы
1. Haddad J. R. The Romance of China: Excursions to China in U.S. Culture, 1776–1876. New York: Columbia University Press, 2008. 348 р.
2. Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М.: Индрик, 2009. 464 с.
3. Nieuhof J. Het gezantschap der Neêrlandtsche Oost-Indische Compagnie, aan den grooten Tartarischen Cham, den tegenwoordigen keizer van China. Amsterdam: Jacob van Meurs, 1665. 258 р.
4. Baghdiantz-MacCabe I. Orientalism in Early Modern France: Eurasian Trade, Exoticism, and the Ancien Régime. New York: Berg, 2008. 416 р.
5. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие, 1998. 356 с.
6. Danis R. La première maison royale de Trianon, 1670–1687. Paris: Morancé, 1929. 32 р.
7. Wilson G. Mounted Oriental Porcelain in the J. Paul Getty Museum: Revised Edition. Los Angeles: Getty Publications, 2000. 128 р.
8. Неглинская М. А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662–1795). М.: ИВ РАН, 2015. 468 с.
9. Kang A. Musical Chinoiserie. PhD Thesis. Nottingham: University of Nottingham, 2011. 351 р.
10. Blackburn T. Borrow, Adapt, Combine: Improvising Chinese landscape scenes in late seventeenth-century London / The V&A Research Institute (VARI) / July 30, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vam.ac.uk/blog/museum-life/borrowadapt-combine-improvising-chinese-landscape-scenes-in-late-seventeenth-centurylondon?doing_wp_cron=1726837953.5354559421539306640625 (дата обращения: 07.10.2024).
11. Меньшикова М. Л. Здесь «все дышало амброзией Азии…» // Воображаемый Восток. Китай «по-русски». XVIII – начало XX века. По материалам выставки в ГМЗ «Царицыно» 24 ноября 2015 – 3 апреля 2016 гг. М.: Кучково поле, 2016. С. 66–73.
12. Dobie M. Translation in the Contact Zone: Antoine Galland’s Mille et une nuits: contes arabes // The Arabian Nights in Historical Context: Between East and West. Oxford: Oxford University Press, 2008. Р. 25–50.
13. Шапиро Б. Л. Шахерезада из Бельвю, или Французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия // История: Факты и символы. 2023. Т. 35. № 2. С. 63–72. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72.
14. Раджабова И. С. Таджикско-персидская повествовательная проза в литературном процессе Франции начала XVIII в. Душанбе: Дониш, 1987. 122 с.
15. Исторический лексикон. XVIII век. Энциклопедический справочник / ред. Этингоф Е. Б. М.: Знание, 1996. 800 с.
16. Виноградова Н. А. Символико-поэтический мир китайского сада // Сад: символы, метафоры, аллегории. М.: Памятники исторической мысли, 2010. С. 57–77.
17. Harris J., Snodin M. Sir William Chambers: Architect to George III. Yale: Yale University Press, 1996. 240 р.
18. Prussian Gardens in Europe: 300 Years of Garden History / Rohde M. (ed.). Leipzig: Edition Leipzig, 2007. 384 р.
19. Kleutghen K. Imports and Imitations // Journal for Early Modern Cultural Studies. 2017. Vol. 17. № 2. Р. 175–206.
20. Yonan M. E. Veneers of Authority: Chinese Lacquers in Maria Theresa’s Vienna // Eighteenth-Century Studies. 2004. Vol. 37. № 4. Р. 652–672. DOI: 10.1353/ecs.2004.0050.
21. Halde J.-B. Description Geographique, Historique, Chronologique, Politique et Physique de L’empire de la Chine et de la Tartarie Chinoise. Paris: P.G. Le Mercier, 1735. 556 р.
22. Fonton C. Essay sur la musique orientale. Frankfurt am Main: Institut für Geschichte der arabisch-islamischen Wissenschaften, 1986. 90 р.
23. Кириллина Л. В. Турецкая тематика в творчестве Моцарта // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 1. С. 5–25.
24. Семенова А. В. Восточные мотивы в опере В.А. Моцарта «Похищение из сераля» // Южно-российский музыкальный альманах. 2008. № 5. С. 65–73.
25. Широкова В. П. «Янычарский стиль»: культура и варварство // Советская музыка. 1991. № 12. С. 38–41.
26. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981. 286 с.
27. Lynham D. The Chevalier Noverre: The Father of Modern Ballet. London: Sylvan Press, 1950. 204 р.
28. Ward А. Pagodas in Play. China on the Eighteenth-Century Italian Opera Stage. Lewisburg: Bucknell University Press, 2010. 232 р.
29. Tang G. De l’artifice au réalisme: l’évolution des «chinoiseries» théâtrales dans la première moitié du 18e siècle // Dix-huitième siècle. 2017. Vol. 1. № 49. Р. 645–659. DOI: 10.3917/dhs.049.0645.
30. Сильво Л. Г. Опыт алфавитного указателя балетам, пантомимам, дивертисментам (1672–1900). СПб.: Типо-лит. Н. И. Евстифеева, 1900. 98 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шапиро Б.Л. Театральное, дворцово-парковое и декоративно-прикладное искусство: диалог искусств в стиле шинуазри. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(5):179-193.
For citation:
Shapiro B.L. Theatre, palace, park and decorative and applied arts: Dialogue of arts in the Chinoiserie style. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(5):179-193. (In Russ.)