Визуальное решение балетного спектакля: опыт концептуального осмысления
Аннотация
В ходе изучения роли и места балетного костюма в процессе создания спектакля обнаружилась необходимость концептуального осмысления «визуального решения» как сложносоставного феномена художественного процесса, пока не ставшего объектом специального научного интереса. В качестве рабочей версии предлагается определение визуального решения спектакля как совокупности и взаимодействия компонентов его художественно-образной структуры, как концепции / исходного замысла, реализованного в декорациях и реквизите сцены, костюмах и гриме исполнителей, сценическом освещении, а также в технологиях дополненной реальности, представленных современными цифровыми инструментами. Актуальность данного дискурсивного трека в равной мере обусловлена как задачами исторического искусствознания и проблемами онтологии искусства, так и современными вызовами, заданными стремительным развитием технологий, меняющих все архитектонику художественного процесса, — от этапов разработки и создания арт-продукта до его продвижения, потребления, восприятия и интерпретаций в соответствии с реалиями художественного кода текущей эпохи
Об авторах
Е. Э. ДробышеваРоссия
Дробышева Е. Э. — д-р филос. наук, проф. каф. доц.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
Т. К. Ногинова
Россия
Ногинова Т. К. — аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.
Список литературы
1. Вдовина Т. В. Визуальные исследования: основные методологические подходы // Вестник РУДН, серия «Социология». 2012. № 1. С. 16–26.
2. Берёзкин В. И. Искусство сценографии мирового театра: От истоков до середины XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 541 с.
3. Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство: учеб. пос. для худож.-пром. вузов и училищ. М.: Искусство, 1978. 246 с.
4. Бурдье П. Социология социального пространства: в 2 т. / пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 288 с.
5. Дробышева Е. Э. Архитектоника перформативного пространства // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 118–129.
6. Байгузина Е. Н. Интерпретация античного наследия в театрально-декорационном творчестве Л. С. Бакста: дисс. … канд. искусствоведения. М. 2008.
7. Филиппов С. А. Перцепция и рецепция в теории искусства // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 1. С. 87–97. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-1-87-97
8. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Эллис Лак, 1997. 735 с.
9. Исмагилов Д. Г., Древалёва Е. П. Театральное освещение. М.: ДОКА Медиа, 2005. 360 с.
10. Аппиа А. Живое искусство / пер. А. Бобылевой. М.: ГИТИС, 1993. 102 с.
11. Слонимский Ю. И. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1974. С. 31–48.
12. Ванслов В. В. Взаимосвязь музыки и хореографии в балетном спектакле // Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, 1980. С. 37–77. 13. Выбыванец Э. В. Визуализация музыкального пространства в современном искусстве: методологический аспект: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. Новосибирск. 2017.
13. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театральный костюм XVIII века и художник Бокэ. Петроград: Тип. Сириус, 1915. 18 с.
14. Шабанова С. В. Театральные искания Михаила Шемякина: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб. 2019. 26 с.
15. Дробышева Е. Э. К методологии гуманитарных наук: трансформации подходов в исследованиях архитектоники культуры // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 6–19.
16. Кафедра искусства грима. ГИТИС [Электронный ресурс]. URL: https://gitis.net/ education/faculties/stsenografii/department/kafedra-iskusstva-grima/?ysclid=m044 8rj0t4100851546 (дата обращения: 21.08.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Дробышева Е.Э., Ногинова Т.К. Визуальное решение балетного спектакля: опыт концептуального осмысления. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(4):115-129.
For citation:
Drobysheva E.E., Noginova T.K. The visual solution of a ballet performance: The experience of conceptual understanding. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(4):115-129. (In Russ.)