Ф. И. Шаляпин — постановщик оперы А. Н. Серова «Вражья сила»
Аннотация
Среди автографов Ф. И. Шаляпина в Музее имени А. А. Бахрушина сохранился личный документ певца (7 листов), датируемый 21–28 октября 1921 года, на котором карандашом записан синопсис либретто оперы А. Н. Серова «Вражья сила». Автограф выполнен на бумаге с логотипом океанского лайнера «Адриатика» в те дни, когда певец направлялся на гастроли в Нью-Йорк. В связи с данным документом неизбежен важный вопрос: почему у Шаляпина возникла необходимость кратко излагать либретто, обозначая при этом характеры, действия исполнителей, сценические указания? А. Н. Серов (1820–1871) работал над оперой в 1867–71 годах, впервые она была поставлена в 1871 году. Партия Еремки в данной опере была одной из любимых в репертуаре Ф. И. Шаляпина, он исполнял ее на разных сценах, начиная с 1902 года. В 1915 году он выступил как режиссер-постановщик «Вражьей силы» в Петербурге в Театре Народного дома, а в 1920-м — в Мариинском театре. Вероятно, делая карандашные записи, Шаляпин планировал осуществить еще одну постановку оперы, но этого не произошло, поскольку в 1922 году певец навсегда покинул Россию.
Об авторе
З. М. ГусейноваРоссия
Гусейнова З. М. — д-р искусствоведения, проф.
ул. Глинки, д. 2, литер А, Санкт-Петербург, 190068, Россия.
Список литературы
1. Шаляпин Федор Иванович. Черновые наброски либретто оперы «Вражья сила» А. Н. Серова [1910−20-е гг.]. Рукопись, карандаш, на бланке. 23,8х18,4 // Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (ГЦТМ). Ф. 303. Оп. 1. Ед. хр. 329.
2. Kerbrech R. Ships of the The White Star Line. London: Ian Alan Publishing, 2009. 240 p.
3. Юрок Сол. Комета по имени «Федор» // Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. М.: Искусство. 1979. Т. 2. С. 480–489.
4. Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. М.: Искусство. 1976. Т. 1. 392 с.
5. Грошева Е. А. Федор Иванович Шаляпин // Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. М.: Искусство. 1976. Т. 1. С. 7–42.
6. Котляров Ю. Ф. Хронограф жизни и творчества Ф. И. Шаляпина // Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. Москва: Искусство, 1979. Т. 3. С. 248–330.
7. Вольмар [Хавкин В. А.]. Чествование Шаляпина // Обозрение театров. 1915. № 2967–2968. С. 12–13.
8. Янковский М. О. Шаляпин. Ленинград: Искусство, 1972. 374 с.
9. Шебуев Н. Г. Впечатления // Обозрение театров. 1916. № 2982–2983. С. 10–11.
10. Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / под общ. ред. И. Ф. Петровской. СПб.: РИИИ, 1994. 448 с.
11. Римский-Корсаков Н. А. Воспоминания В. В. Ястребцева: в 2 т. Л.: Музгиз, 1959– 1960. Т. 2. 635 с.
12. Ерановская Н. В. Об оперном театре Народного дома // Театр и литература: сб. ст. к 95-летию А. А. Гозенпуда / отв. ред.-сост. В. П. Старк. СПб: Наука, 2003. С. 321–350.
13. Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. 713 с.
14. Теляковский В. А. Мой сослуживец Шаляпин. Л.: Academia, 1927. 167 с.
15. Хроника. Из жизни Государственных театров // Бирюч петроградских государственных театров. 1919. № 17–18. С. 306–312. 16. Грошева Е. А. Комментарии // Федор Иванович Шаляпин: в 3 т. М.: Искусство, 1977. С. 543–577.
16. Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. М.-Л.: Гослитиздат, 1963. Т. 7. 544 с.
17. Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. Ленинград: Всерос. театр. об-во, 1949. 264 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гусейнова З.М. Ф. И. Шаляпин — постановщик оперы А. Н. Серова «Вражья сила». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(4):103-114.
For citation:
Guseinova Z.M. F. I. Shaljapin — director of A. N. Serov’s opera The Enemy’s Power. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(4):103-114. (In Russ.)