«Полная школа пения» Александра Варламова: французский архетип и итальянское влияние
Аннотация
Статья определяет историческое место первого вокального трактата «Полная школа пения» Александра Варламова, увидевшего свет в 1840 году, в оптике двух измерений: в кругу общеевропейских тенденций XIX века; в кругу задач формирования российских национальных композиторской и исполнительской школ. Современник «Полной школы пения» (Méthode complète de chant, 1840) Луиджи Лаблаша и «Полного трактата об искусстве пения» (Trattato completo dell’arte del canto, 1840) Мануэля Гарсиа-сына, труд А. Варламова попал в авангард стремительно развивающегося в XIX веке знания об основах методики работы с голосом. Импульс этому развитию дал «Метод пения» Парижской консерватории 1804 года, оцениваемый сегодня в категории архетипа. Парижский трактат предложил образовательной практике в самом начале столетия ту структуру, которая легко могла уместить в своем содержании оптимальные формы обновления знания в зависимости от нужд и задач времени. Куратор комиссии по созданию «Метода пения» Парижской консерватории итальянец Бернардо Менгоции способствовал внедрению во французский метод учения итальянских мастеров. В российском опыте апробированный в Париже алгоритм усвоения итальянского опыта с ассимиляцией основополагающих элементов техники вокализации был, по сути, тем же, что и механизм прогрессивной «итальянизации французского вокального обучения». В нем национализация инородного способствовала созданию оригинального певческого метода
Об авторе
Д. А. АсташевРоссия
Асташев Д. А. — канд. пед. наук; проф. каф. музыкального искусства
ул. Орджоникидзе, д. 4, г. Якутск, 677000
Список литературы
1. Асташев Д. А. Украшения в музыкально-теоретическом учении Джусто Даччи: дидактический стандарт // Человек и культура. 2024. № 1. С. 81–90. DOI: 10.25136/2409-8744.2024.1.68784
2. Хрулева И. А. Парижский трактат «Метод пения Консерватории музыки, содержащий принципы пения, упражнения для голоса, вокализы, взятые из лучших современных и старинных произведений» / вст. ст. и пер. И. А. Хрулевой. М.: Композитор, 2022. 124 с.
3. Beghelli М. I trattati di canto Una novità del Primo Ottocento// Analecta musicologica. Veröffentlichungen der Musikgeschichtlichen Abteilung des Deutschen Historischen Instituts in Rom. 2013. Band 50. Р. 121−132.
4. Варламов А. Е. Полная школа пения / под ред. В. А. Багадурова. М.: Музгиз, 1953. 108 с.
5. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов- немузыкантов, а также для всех, кто интересуется муз. искусством. Вып. 2. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. 175 с.
6. Andrade A. Nouvelle méthode de chant et de vocalisation adoptée parle Conservatoire à Paris: Nouvelle editionpubliée, revue etaugmentée par A. Gatty, 1837. 24 р
Рецензия
Для цитирования:
Асташев Д.А. «Полная школа пения» Александра Варламова: французский архетип и итальянское влияние. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(4):94-102.
For citation:
Astashev D.A. “The complete singing school” by Alexander Varlamov: French archetype and Italian influence. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(4):94-102. (In Russ.)