Течение non-dance и концептуальная хореография
Аннотация
Статья представляет собой опыт постановки проблемы понятия пост-хореографического театра. Первая в числе поставленных исследователем задач — артикуляция характерных свойств нового этапа современного театра, связанного с концептуальной хореографией. Вторая задача исследования — проследить основные вехи формирования нового вида театрального искусства, представив панораму открытий современных хореографов (от представлений семантичекого потенциала движений Дорис Хамфри, через специфику понимания зрителя в перформансах Триши Браун, работавшей с новыми формами пространства, трансформирующими восприятие тела, к перестройке отношений со зрителем в работах Канингема и концептуальной хореографии Жерома Бёля). Выявляется теоретический характер восприятия телесных движений танца модерн и постмодерн, наполненность этой теории концептуальными идеями. Проводится типологическое исследование хореографии Дорис Хамфри, Триши Браун, Мерса Каннингема, Ивон Райнер, Пины Бауш, Жерома Бёля. Проведенный анализ новаций хореографов, а также привлечение теории постдраматическоо театра Ханса-Тиса Лемана приводят к необходимости формирования нового понятия постхореографического театра
Об авторе
Ю. Ю ПадянРоссия
Падян Ю. Ю. — доц. каф. хореографии Киевская ул.,
д 39, Симферополь, 295017
Список литературы
1. Müller A. Postchoreographic Perspectives // Dance Theatre Journal. 2001. No. 2. Р. 20–23.
2. Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер: Диалектика просвещения. Философские фрагменты. (Max Horkheimer, Theodor W. Adomo. Dialektik der Aufklaerung Philosophische Fragmente, 1969) / пер. на рус. Яз. М. Кузнецова. СПб. 1997 [Электронная публикация]. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5521/5522 (дата обращения: 21.03.2024).
3. Siegmund G., Bel J. Dance, Theatre, and the Subject. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=ps04DwAAQBAJ&redir_esc=y (дата обращения: 21.03.2024).
4. Dans beaucoup de spectacles de danse, on ne danse plus [Электронный ресурс]. URL: https://www.lemonde.fr/culture/article/2009/04/25/dans-beaucoup-de-spectacles- de-danse-on-ne-danse-plus_1185423_3246.html#ens_id=1185104 (дата обращения: 21.03.2024).
5. Danse ou non-danse: par où la danse? [Электронный ресурс]. URL: https://web. archive.org/web/20110126112022/http://www.centrepompidou.fr/education/ ressources/ENS-spectacles-vivants/02-06.html (дата обращения: 21.03.2024).
6. Оrazio Massaro [Электронный ресурс]. URL: https://www.lescarnetsbagouet.org/fr/ oeuvre/inter31/index.html (дата обращения: 21.03.2024).
7. Performance // The Body Under Inspection: ‘Körper’ by Sasha Waltz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.berlinartlink.com/2016/12/16/performance-the-body- under-inspection-korper-by-sasha-waltz/ (дата обращения: 21.03.2024).
8. Rainer Y. Work 1951–1973. Halifax, Nova Scotia, and New York. 1974 [Электронный ресурс]. URL: https://primaryinformation.org/product/work-1961-73/ (дата обращения: 21.03.2024).
9. The Dancing Museum – a manifesto/checklist by Boris Charmatz [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/5985330/The_Dancing_Museum_a_ manifesto_checklist_by_Boris_Charmatz (дата обращения: 21.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Падян Ю.Ю. Течение non-dance и концептуальная хореография. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(4):6-20.
For citation:
Padyan Yu.Yu. Non-dance and conceptual choreography. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(4):6-20. (In Russ.)