Александр Антоновский в премьерной постановке «Пана Воеводы» Н. А. Римского-Корсакова
Аннотация
Статья посвящена Александру Петровичу Антоновскому (1863−1939) — первому басу Императорских театров, выпускнику Московской консерватории (класс профессора Джакомо Гальвани). Рассматривается участие певца в премьерном показе оперы «Пан Воевода» Н. А. Римского-Корсакова. Это не первый опыт певца в спектаклях композитора. Получив хорошую практику в «Садко» (партия Варяжского гостя), «Царской невесте» (партия Малюты Скуратова), А. Антоновский в очередной раз великолепно справился с поставленной задачей. Отсылки к газетным материалам и архивным документам раскрывают отношение критики к созданным А. Антоновским сценическим образам, к его исполнению партии Пана воеводы. Драматизм музыкального образа главного героя раскрыт через анализ тонального плана развития лейттемы Воеводы в IV действии, насыщенном особой напряженностью и остротой. Семантика используемых композитором мрачных тональностей способствует раскрытию разнообразия чувств героя, глубокому проникновению в психологию его переживаний
Об авторе
О. А. ЦыбулькоРоссия
Цыбулько О. А. — аспирант, преподаватель, певец
ул. Фестивальная, д. 2, Москва, 125565
Список литературы
1. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1982. 440 с.
2. Гусейнова З. М. «Пан Воевода» Н. А. Римского-Корсакова. К творческой истории оперы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2023. Т. 13. Вып. 1. С. 4–16.
3. Б/а. Б/н. // Русская музыкальная газета. 1904. № 41.
4. Б/а. Б/н. // Русь. 1904. 10 октября.
5. Римский-Корсаков Н. А. Пан воевода. Опера в 4-х действиях. Переложение для фортепиано // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений: в 50 т. М.: Гос. муз. изд-во, 1955. Т. 41. 272 с.
6. Б/а. Б/н. // Русский курьер. 1886. 15 март. № 72.
7. Б/а. Б/н. // Русские ведомости. 1886. 25 апр. № 111.
8. Б/а. Б/н. // Русский курьер. 1886. 22 апр. № 108.
9. Б/а. Б/н. // Русские ведомости. 1886. 11 окт. № 279.
10. Б/а. Б/н. // Русские ведомости. 1886. 13 окт. № 281.
11. Б/а. Б/н. // Русский курьер. 1886. 16 окт. № 85.
12. Б/а. Б/н. // Русский курьер. 1886. 18 окт. № 287.
13. Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский. М.: Мос. рабочий, 1973. 183 с.
14. Контракт с Дирекцией Императорских театров // РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 3. Ед. хр. 159.
15. Арабаджиу Р. Незавершенная мелодия. Кишинев: Литература артистикэ,1983. 185 с.
16. Б/а. Б/н. // Южный край. 1894. 17 сент. № 4694. Кол. 3.
17. Б/а. Б/н. // Петербургская газета.1901. 28 янв. № 27.
18. Старк Э. (Зигфрит) Петербургская опера и ее мастера 1890–1910 гг. Л; М.: Искусство, 1940. 272 с.
19. Б/а. Из неопубликованных документов: Письма к сыну Андрею, Два письма к Н. фон Боолю, Письма к П. Шейну, к А. Оссовскому // Советская музыка. 1958. № 6. С. 66–80.
20. Б/а. Б/н. // Театр и искусство.1904. № 41.
21. Бозина О. А. Семантика тональности в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2008. № 1. С. 83–88.
22. Соловьев Н. Б/н. // Биржевые ведомости СПБ. 1904. 4 окт. № 507.
Рецензия
Для цитирования:
Цыбулько О.А. Александр Антоновский в премьерной постановке «Пана Воеводы» Н. А. Римского-Корсакова. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(3):160-172.
For citation:
Tsybulko O.A. Alexander Antonovsky in the premiere of the opera Pan Voyevoda by N. A. Rimsky-Korsakov. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(3):160-172. (In Russ.)