Традиции и инновации в творчестве Уильяма Форсайта
Аннотация
В статье рассматривается творчество У. Форсайта. Дается характеристика его индивидуального метода работы, сформировавшегося на основе соединения традиций классического танца, модернистских и постмодернистских концепций. Прослеживается влияние хореографических принципов Дж. Баланчина на постановочную деятельность У. Форсайта. Сделано сопоставление подходов хореографов в балетах «Агон» Дж. Баланчина и «In the Middle, Somewhat Elevated» У. Форсайта. Показана связь экспериментов У. Форсайта с учениями Р. Лабана и М. Каннингема. Выявлены разработанные У. Форсайтом технологии импровизации на примере «Eidos: Telos».
Об авторе
П. А. КондратоваРоссия
Кондратова П. А. — магистрант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Розанова О. И. Самобытность и современность // Советский балет. 1985. № 5. С. 46.
2. Spier S. Introduction: The practice of choreography // William Forsythe and the practice of choreography: It starts from any point / ed. by Steven Spier. London, New York: Routledge, 2011. 186 p.
3. Nugent A. The architexts of Eidos: Telos: a critical study through intertextuality of the dance text conceived by William Forsythe. Surrey, 2000. 209 p.
4. Гаевский В. М. Хореографические портреты. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. 608 с.
5. The second detail: хореограф Уильям Форсайт: буклет к спектаклю / ред. Е. Мрачковская. Пермь: Перм. гос. академ. театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, 2022. 46 с.
6. Салкас Р. Форсайт: поэтика исчезновения и великие традиции // Форсайт в Мариинском театре: буклет со статьями / пер. Е. Видре, сост. и дизайн П. Гершензон. СПб.: Аврора-Дизайн, 2005. С. 21−29.
7. Bomboy E. William Forsythe’s «In the Middle, Somewhat Elevated» at 30: Then and Now // The Dance Enthusiast: a moving arts project [Электронный ресурс]. URL: https://www.dance-enthusiast.com/features/barefootnotes/view/William-Forsythe-Middle-Somewhat-Elevated-30-Then-Now (дата обращения: 23.05.2023).
8. Ходгсон Дж. Мастерство движения: жизнь и работа Рудольфа Лабана / пер. В. Бурова. Сайт Александра Гиршона [Электронный ресурс]. URL: http://old.girshon.ru/txt/laban.htm (дата обращения: 14.04.2023).
9. Gilpin H. Aberrations of gravity // William Forsythe and the practice of choreography: it starts from any point / ed. by Steven Spier. London, New York: Routledge, 2011. 186 p.
10. Midgette A. Forsythe in Frankfurt: A Documentation in Three Movements // Choreography and dance: William Forsythe: an international journal. / ed. S. Driver. London, New York: Routledge, 2004. Vol. 5. Part 3. 131 p.
11. International encyclopedia of dance. / eds. S. J. Cohen, G. Dorris Oxford; New York: Oxford University press, 1998. Vol. 3. 668 p.
12. Юдина А. Мультивселенная. Multiverse: искусство нового века: арт, танец, дизайн, технологии. М.: Эксмо; Фонд Дианы Вишневой, 2018. 271 с.
13. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. М.: Арт Гид, 2021. 312 с.
14. Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. 390 с.
15. Переверзева М. В. Хореографическая алеаторика М. Каннингема в контексте мобильных произведений искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 4 (57). С. 71−90.
16. William Forsythe improvisation technologies // Synchronous Objects [Электронный ресурс]. URL: https://improvisation-technologies.zkm.de/lectures/lines/ (дата обращения: 14.10.23).
17. Caspersen D. Decreation: fragmentation and continuity // William Forsythe and the practice of choreography: it starts from any point / ed. by Steven Spier. London, New York: Routledge, 2011. 186 p.
18. Дерксен П. Парадокс Форсайта «Eidos Telos» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2010. №1 (23). С. 245−256.
19. Яковлева Ю. Последний самурай // Форсайт в Мариинском театре: буклет со статьями / сост. и дизайн П. Гершензон. СПб.: Аврора-Дизайн, 2005. С. 17−19.
20. Гаевский В. М. Разговоры о русском балете: комментарии к новейшей истории / В. М. Гаевский, П. Гершензон. М.: Новое издательство, 2010. 289 с.
21. Sulcas R. Watching the Ballett Frankfurt, 1988−2009 // William Forsythe and the practice of choreography: it starts from any point / ed. by Steven Spier. London, New York: Routledge, 2011. 186 p.
Рецензия
Для цитирования:
Кондратова П.А. Традиции и инновации в творчестве Уильяма Форсайта. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(3):41-53.
For citation:
Kondratova P.A. Traditions and innovations in the work of William Forsythe. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(3):41-53. (In Russ.)