Смыслы либретто балетов И. И. Вальберха
Аннотация
Статья посвящена особенностям либретто балетов И. И. Вальберха. В первую очередь автор анализирует присутствующие в них символы, знаки, жесты. Символы связаны с описанием особенностей сценографии торжественных спектаклей. Знаки поясняют происходящее действие (это надписи; имеющие особенное значение предметы; «говорящие» имена). В жестах отражаются особенности сценического поведения персонажей, а в эмоциональных «жестах» — явные проявления испытываемых ими чувств. Анализируя случаи упоминания танцев, автор приходит к выводу, что для балетмейстера было важно их место в складывающейся драматургии постановки. Особое внимание автор уделяет упоминаниям в либретто о музыке балетов. В конце статьи автор приходит к выводу, что тщательной анализ либретто балетов Вальберха не только помогает лучшему пониманию хореографического спектакля начала XIX века, но и может способствовать попыткам современных реконструкций балетов
Об авторе
А. П. ГруцыноваРоссия
Груцынова А. П. — д-р искусствоведения, доц
М. Кисловский переулок, д. 6; Москва, 125009
ул. Б. Никитская, д. 13/6, Москва, 125009
Список литературы
1. Блок Л. Д. Заметки о балетах Дидло // Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987. С. 401–433.
2. Увенчанная благость. Балет на всерадостный день коронации государя императора Александр Павловича. СПб.: при Губернском Правлении, 1801. [б. с.].
3. Жертвоприношение благодарности. Аллегорический балет на торжественный день тезоименитства его императорского величества Александра Первого. СПб.: при Губернском правлении, 1802. [б. с.].
4. Праздник в стане союзных армий или 30-е августа 1813 года. Торжественное представление, составленное из танцев разных наций, эволюций и пения в честь союзных Держав. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1813. [б. с.].
5. Руские в Германии или Следствие любви к отечеству. Большой пантомимно-анекдотической Балет в 4-х действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1813. 15 с.
6. Торжество России или Руские в Париже. Аллегорико-исторический балет в трех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1814. 16 с.
7. Евгения или Тайной брак. Пантомимный балет в трех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1807. 15 с.
8. Рауль Синяя борода, или Опасность любопытства. Пантомимный балет в трех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1807. 16 с.
9. Камилла или Подземелье. Пантомимный балет в трех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1814. [б. с.].
10. Амазонки или Разрушение волшебного замка. Большой волшебно-пантомимный балет в трех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1815. 14 с.
11. Гений благости или Распря Аполлона с Марсом. Аллегорико-Анакреонтической балет в одном действии. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1814. 8 с.
12. Бланка или Брак из отмщения. Трагической Балет в пяти действиях. СПб.: при Императорской Театральной Дирекции, 1803. [б. с.].
13. Граф Кастели или Преступный брат. Трагический балет в пяти действиях. СПб.: в Театральной Типографии, 1804. 16 с.
14. Клара или Обращение к добродетели. Пантомимный балет в четырех действиях. СПб.: в Театральной Типографии, 1806. 10 с.
15. Марс и Венера. Анакреонтический балет в двух действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1815. 7 с.
16. Торжество любви. Балет в пяти действиях. СПб.: при Губернском правлении, 1802. [б. с.].
17. Генрих IV или Награда добродетели. Большой пантомимо-исторический балет в четырех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1816. 12 с.
18. Слонимский Ю. У колыбели русской Терпсихоры // Иван Вальберх. Из архива балетмейстера: Дневники. Переписка. Сценарии. М.; Л.: Искусство, 1948. С. 3–42.
19. Американская героиня или Наказанное вероломство. Большой Пантомимный балет в 4-х действиях // Американская героиня или Наказанное вероломство. Большой Пантомимный балет в 4-х действиях. Пагубные следствия игры или Смерь Беверлея. Трагико-пантомимный балет в двух действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1814. С. 1–11.
20. Ромео и Юлия. Пантомимный балет в трех действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1809. 7 с.
21. Глушковский А. П. О балетном искусстве в России (Продолжение воспоминаний о Дидло) // Пантеон и репертуар русской сцены. Том IV. № 8. Август. 1851. С. 15–28.
22. Каратыгин П. А. Записки: в 2 т. Л.: Academia, 1930. Т. 2. 456 с.
23. Пагубные следствия игры или Смерть Беверлея. Трагико-пантомимный балет в двух действиях // Американская героиня или Наказанное вероломство. Большой Пантомимный балет в 4-х действиях. Пагубные следствия игры или Смерь Беверлея. Трагико-пантомимный балет в двух действиях. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1814. С. 12–16.
24. Маленькой матрос. Балет. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1808. 7 с.
25. Праздник в стане союзных армий при Монмартре. Торжественное представление, составленное из танцев разных наций, эволюций и пения в честь союзных Держав. СПб.: в Типографии Императорского Театра, 1814. [б. с.].
26. Захарова О. Ю. Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика. М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. 448 с.
27. Фортунатов Ю. А. Тамтам // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 5. Стб. 406–407.
28. The loves of Mars and Venus; a dramatick entertaiment of dancing, attempted in imitation of the pantomimes ot the ancient Greeks and Romans. London: Printed for W. Mears at the Lamb, and J. Brown at the Black-Swan, 1717. 28 p. (перевод Е. Ю. Матвиевич).
Рецензия
Для цитирования:
Груцынова А.П. Смыслы либретто балетов И. И. Вальберха. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(3):21-40.
For citation:
Grutsynova A.P. Senses of the libretto of I. I. Valberkh's ballets. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(3):21-40. (In Russ.)