Развитие хореографической формы от Ж.-Ж. Новерра до М. И. Петипа
Аннотация
В статье рассматривается эволюционное развитие хореографической формы в теоретических трудах Ж. Ж. Новерра, К. Блазиса, а также в творчестве Ш.-Л. Дидло. Анализируются особенности малой и крупной формы в творчестве Ж. Перро и А. Сен-Леона — предшественников М. Петипа, завершившего процесс формообразования. Приводятся примеры изменения и совершенствования хореографических форм pas de cinq и pas d’action в балете «Дочь Фараона» в редакциях М. Петипа (1862) и П. Лакотта (2000), а также закономерное изменение первой верхней поддержки из pas de trois балета «Пахита» в редакции М. Петипа. Представлен методический анализ вариации феи Violant из балета «Спящая красавица» в различных хореографических версиях
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. АндриенкоРоссия
Андриенко Е. А. — аспирант, доц. кафедры хореографии, заслуженная артистка РФ
Малый Кисловский пер., д. 6, 125009
Список литературы
1. Классики хореографии. Л., М.: Искусство, 1937. 358 с.
2. Слонимский Ю. И. Мастера балета. К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л. Иванов, М. Петипа: учеб. пос. 2-е изд., стер. СПб.: Лань: Планета музыки, 2022. 320 с.
3. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. 216 с.
4. Блок Л. Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
5. «Витийственный Аким». Балетная критика Акима Волынского. 1914-1915: учеб. пос. // сост. Н. Н. Зозулина, Е. А. Куликова (Щепелева). СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2023. 206 с.
6. Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. А. Нехендзи; предисл. Ю. Слонимский. Л.: Искусство, 1971. 446 с.
Рецензия
Для цитирования:
Андриенко Е.А. Развитие хореографической формы от Ж.-Ж. Новерра до М. И. Петипа. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(3):6-20.
For citation:
Andrienko E.A. The development of choreographic forms from J.-G. Noverre to M. Petipa. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(3):6-20. (In Russ.)