Влияние степной культуры на формирование стиля монгольского танца
Аннотация
Данное исследование представляет анализ влияния степной культуры на формирование и развитие уникального стиля танца на территории Внутренней Монголии. Показано, как богатая традициями и историей культура степи оказала значительное влияние на лексику и эстетику танцевального искусства региона. Проводится сопоставление традиционных элементов культуры — таких, как образ жизни кочевников и их связь с природой, — с особенностями хореографической репрезентации. Анализируются ритуалы, обряды и исторические факторы, определяющие специфику монгольского танца как части этнического художественного кода. Выделяются два типа традиционного танца — восточного и западного регионов Внутренней Монголии. Цель исследования — обнаружить и описать уникальные черты и корни монгольской хореографии, а также ее связь с богатой культурной и исторической средой степей, что должно поспособствовать сохранению и продвижению этнического искусства в пространстве современного культурного опыта.
Об авторах
Е. Э. ДробышеваРоссия
Дробышева Е. Э. — д-р филос. наук; проф. каф. доц.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
К. Хунюй
Россия
Кань Хунюй — аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Дробышева Е. Э. К методологии гуманитарных наук: трансформации подходов в исследованиях архитектоники культуры // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 6–19.
2. Дробышева Е. Э. Танец в модусе самоидентификации // Обсерватория культуры. 2020. № 17 (6). С. 638–647.
3. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Тело человека как социокультурный феномен // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 89–103.
4. Хухэ М. Степная культура в начале XXI века: проблемы сохранения наследия (на примере Хулунбуирской степи АРВМ КНР): Дисс. ... канд. культурологии. Чита. 2015. 136 с.
5. Лига М. Б., Гомбоева М. И., Хухе М. Цивилизационный подход к исследованию степной культуры // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 2. С. 120–128.
6. Гай Ш. Петроглифы Уланчаба. Пекин: Изд-во «Наследие», 1989. 335 с.盖山林 《 乌兰察布岩画》 北京:文物出版社,1989年, 335页。
7. Чжэн С. Психология личности. Гуанчжоу: Гуандунское издательство высшего образования, 2004. 465 с. 郑雪《人格心理学》广州:广东高等教育出版社,2004 年, 46 页。
8. Бай С. Дискуссия о формировании, интеграции и развитии характеристик монгольского танцевального стиля // Ветер науки и техники. 2019. No. 5. С. 46– 50. 白秀兰《蒙古族舞蹈风格特征的形成融合与发展探讨》科技风2019年,第五期, 第46−50页。
9. Запись китайских танцев Внутренней Монголии // Китайские танцы. Шанхай: Изд-во «Сюэлинь», 2006. 347 с. 《内蒙古舞蹈志》上海: 学林出版社, 2006年, 347 页。
10. Ди С. Типы китайской народной танцевальной культуры // Журнал профессионального колледжа искусств Чжэцзян. 2003. №. 2. С. 79–85. 邸晓嫣 《中国民间舞蹈文化类型》浙江艺术职业学院学报2003年,第二期, 第79–85页。
11. Пан Ч. Характеристики монгольской культуры и монгольских танцев // Журнал педагогического колледжа Цзинин. 2005. №. 3. С. 86–88. 庞志娟《论蒙古族文化 与蒙古族舞蹈的特点》集宁师专学报2005年,第三期,第86–88页。
12. Сюй И. Религиозное происхождение монгольского танца // Журнал Университета Внутренней Монголии. 2003. №. 6. С. 35–40. 徐莹《蒙古族舞蹈的宗教起源》内蒙 古大学学报》2003年,第六期,第35−40页。
13. Лулу Ч. Реквизиты для монгольского танца // Национальное искусство. 2013. No. 3. С. 144–145. 朱璐璐《蒙古族舞道具》民族艺术 2013年,第三期,第144−145页。
14. Ши Ш. Влияние региональных факторов на стиль монгольского народного танца // Оценка шедевров. 2014. №. 33. С. 52–58. Shi, Sheng. 《地域因素对蒙古族 民间舞蹈风格的影响》文学评论2014年,第三十三期,第52–58页。
Рецензия
Для цитирования:
Дробышева Е.Э., Хунюй К. Влияние степной культуры на формирование стиля монгольского танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(6):77-89.
For citation:
Drobysheva E.E., Hongyu K. Mozart-Tango: a musical and poetic dialogue directed by M. Bejar. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(6):77-89. (In Russ.)