Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Контрапункт ХХ века — открытая система

Аннотация

Контрапункт в музыке ХХ века приобрел целый спектр новых свойств.  В основе механизма качественного преобразования контрапункта в музыке ХХ века лежит один из общих законов современной гармонии — принцип свободного диссонанса. В статье обсуждается история возникновения  и сущность понятия «диссонантный контрапункт». Свободный диссонанс  в контрапункте исследуется как область новых специфических выразительных ресурсов полифонического многоголосия; показываются его различные семантические трактовки и композиционные функции; фиксируется зависимость качественных характеристик современного контрапункта  от широкого спектра параметров звукового материала — тембра, гром[1]костной динамики, агогики, фактуры, темпа (в отличие от классического  контрапункта). Формулируются общие свойства контрапункта в музыке  ХХ века, важнейшим из которых является подчиненность (в конкретном  произведении) избранному автором методу композиции (изобретенному  или сформированному из арсенала имеющихся техник). В качестве одного  из обобщений обсуждается вопрос о широком использовании логики контрапункта в различных искусствах и о включении в музыкальные произведения немузыкальных компонентов. Базовую основу для подобных синтезов составляет принцип монтажа.

Об авторе

Т. В. Франтова
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
Россия

Франтова Т. В. — д-р искусствоведения, проф. 

Буденновский пр., д. 23, Ростов-на-Дону, 344002



Список литературы

1. Записки // Глинка М. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1973. 484 с.

2. Холопов Ю. Н. Гармония: Практический курс: в 2 ч. М.: Композитор, 2005. Ч. 2. 624 с.

3. Federhofer H. Periodisierung deraben d ländischen Mehrstimmigkeit: Misikwissenschaftliches Institut der Johannes-Guttenberg-Universität. Mainz // Studia Musicologica. 2007. 48 (3–4). P. 247−256. [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.1556/SMus.48.2007.3-4.1.

4. Tenney J. A History of “Consonance” and ‘Dissonance”. N.-Y.: Excelsior Music Publishing Co., 1988. 117 p.

5. Шёнберг А. Композиция на основе двенадцати тонов // Арнольд Шёнберг. Стиль и мысль. Статьи и материалы. М.: Композитор, 2006. С. 125–157.

6. Фраенов В. П. Свободный стиль // Музыкальная энциклопедия: в 6т. / гл. ред. Келдыш Ю. В.М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 4. К. 887–897.

7. Скребков С. С. Учебник полифонии. Изд. 4-е. М.: Музыка, 1982. 268 с.

8. Дубравская Т. Н. Полифония. М.: Академический проект, АльмаМатер, 2008. 360 с.

9. Pescatello A. M. Charles Seeger: Alifein American Music. Pittsburgh and London: University of Pittsburgh press, 1992. 358 p.

10. Кауэлл Г. Современная музыкальная композиция и образование // Дьякова А. Д., Маклыгина А. А. Преподавательская деятельность Генри Кауэлла и его авторский курс «Продвинутая теория музыки» // Музыка. Искусство, наука, практика. 2023. № 3 (43). Приложение. 2. С. 31–33.

11. Дьякова А. Д., Маклыгина А. А. Преподавательская деятельность Генри Кауэлла и его авторский курс «Продвинутая теория музыки» // Музыка. Искусство, наука, практика. 2023. № 3 (43). С. 18–33.

12. Spilker J. “Substituting a new order”: Dissonant Counterpoint, Henry Cowell, and the Network of Ultra-Modern Composers. PhD thesis. Florida: The Florida State University College of Music. 2010. 378 p.

13. Холопов Ю. Н. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983. 288 с.

14. Теория современной композиции: уч. пос. / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.

15. Сай В. В. Общая теория контрапункта (к постановке проблемы) // Аспекты теоретического музыкознания: Проблемы музыкознания: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК,1989. С. 167–175.

16. Демешко Г. А. О контрапунктическом устройстве музыкальных композиций рубежа XX–XXI вв. // Вестник музыкальной науки. 2018. № 21.С. 12–20.

17. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии ХХ века. М.: Консерватория, 1994. 286 с.

18. Кузнецов И. Полифония в русской музыке ХХ века. Вып. 1. М.: ДЕКА-ВС, 2012. 424 с.

19. Франтова Т. Об одной современной художественной универсалии // FESTSCHRIFT Валентине Николаевне Холоповой: мат-лы науч. конф. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007. С. 17–24.

20. Сапаров М. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 85–103.

21. Шнитке А. Дух дышит, где хочет… Интервью В. Холоповой // Наше наследие. 1990. № 3 (15). С. 42–46.

22. Эйзенштейн С. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 156–188.


Рецензия

Для цитирования:


Франтова Т.В. Контрапункт ХХ века — открытая система. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(5):174-189.

For citation:


Frantova T.V. The 20th century counterpoint — the Open System. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(5):174-189. (In Russ.)

Просмотров: 215


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)