Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Киноязык как средство организации пространственно-временного единства фильма: «Дикое поле» Петра Луцыка и Алексея Саморядова

Аннотация

Киносценарий как первая стадия разработки визуального решения  фильма обладает собственным киноязыком — совокупностью выразительных средств, формирующих картину авторского мира. Повторяющиеся мизансценические и операторские решения в материи сценария (синтомы) образуют побочную линию в структуре сценария и фильма, подкрепляя  драматический конфликт. Рубеж 1990–2000-х, знакомящий российских  практиков с американским форматом записи сценария, вновь актуализирует проблему сценарной формы, однако те кинодраматурги, которые воспитывались в соответствии с традициями отечественной школы, продолжают внедрять в свои работы элементы авторского киноязыка. Материалом  исследования является сценарий «Дикое поле» Петра Луцыка и Алексея  Саморядова (2001) и несколько эпизодов из одноименного фильма Михаила Калатозишвили (2008). Художественные средства сценария «Дикое  поле» Петра Луцыка и Алексея Саморядова проанализированы с использованием элементов психоаналитических концепций С. Жижека, В. Мазина  и постструктуралистских подходов М. Ямпольского. Изменения, которые  режиссер вносит в инструментарий киноязыка в процессе работы над созданием фильма, оказывают влияние на конструкцию сценария и поворотные события.

Об авторе

Е. В. Прохорова
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

Прохорова Е. В. — доц. каф. драматургии и киноведения

ул. Правды, д. 13, Санкт-Петербург, 191119

AuthorID: 1111553

SCOPUS Author ID: 57216504299

 



Список литературы

1. Червинский А. Как хорошо продать хороший сценарий. М.: АСТ, 2019. 299 с.

2. Prokhorova E. The script form in Soviet and Russian film studies // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2023. №17 (2). P. 80-93.

3. Луцык П., Саморядов А. Собрание сочинений. Оренбург: Оренбургская книга, 2019. 648 с.

4. Занин А. Петр Луцык и Алексей Саморядов: время уходить в «Дикое поле» // Неделя науки и творчества: мат-лы Межвуз. науч.-практ. форума. 18–22 апр. 2016 г.: в 5 ч. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. Ч. 1. С. 109.

5. Мы пришли в кино с приветом: пенталог критиков Е. Стишовой и В. Матизена, режиссера Александра Хвана, сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова в рамках первого российского открытого кинофестиваля «Кинотавр» // Искусство кино. 1993. № 9. С. 21–27.

6. Шкловский В. Как писать сценарии. М.; Л.: ГИХЛ, 1931. 83 с.

7. Эйзенштейн С. О форме сценария // Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 297–299.

8. Туркин В. Драматургия кино: очерки по теории и практике киносценария. М.: Госкиноиздат, 1938. 264 с.

9. Габрилович Е. Об описательных элементах в сценарии // Вопросы кинодраматургии: сб. ст. / ред. И. В. Вайсфельд. М.: Искусство, 1960. Вып. 2. С. 107–123.

10. Маневич И. О литературном сценарии и ремесленном фильме // Вопросы кинодраматургии: сб. ст. / ред. И. В. Вайсфельд. М.: Искусство, 1962. Вып. 4. С. 260–280.

11. Нехорошев Л. Проблемы сюжета в советском киноискусстве: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения // Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Кафедра литературоведения, искусствознания и журналистики. М.: Мысль, 1966. 16 с.

12. Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… М.: АСТ, 2021. 496 с.

13. Ямпольский М. Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 376 с.

14. Zizek S. From Joyce-the-Symptom to the Symptom of Power // Lacanian ink. 1997. 11, Fall. Р. 12–25.

15. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 234 с.

16. Жижек С. Хичкоковские синтомы // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М.: Логос, 2004. С. 119–123.

17. Жижек С. Можно ли сделать приличный ремейк Хичкока? // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М.: Логос, 2004. С. 292–319.

18. Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». М.: Европа, 2011. 168 с.

19. Жижек С. Киногид извращенца: Кино, философия, идеология. Екатеринбург: Гонзо, 2014. 472 с.

20. Мазин В. Введение в Лакана. М.: Прагматика культуры, 2004. 201 с.

21. Мазин В. Лакан в кино. СПб.: Сеанс, 2015. 336 с.

22. Baudry J-L., Williams, A. Ideological Effects of the Basic Cinematographic Apparatus // Film Quarterly. 1974–1975. № 2. P. 39–47.

23. Луцык П., Саморядов А. Дикое поле: сценарий // Киносценарии: литературно-художественный иллюстрированный журнал. М.: 2001. № 1. С. 111–129.


Рецензия

Для цитирования:


Прохорова Е.В. Киноязык как средство организации пространственно-временного единства фильма: «Дикое поле» Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(5):160-173.

For citation:


Prokhorova E.V. Film language of the literary script : The wild field by Pyotr Lutsik and Aleksey Samoryadov. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(5):160-173. (In Russ.)

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)