О рукописи «Papillon» Николая Черепнина
Аннотация
Статья освещает малоизвестный эпизод в творческой биографии Николая Николаевича Черепнина — создание им оркестровки фортепианного цикла Роберта Шумана «Бабочки» («Papillons», op. 2). Данная партитура легла в основу сценического осуществления одноактного балета «Бабочки» («Les Papillons») Михаила Фокина (1912, Мариинский театр). Неопубликованная рукопись партитуры Черепнина «Papillon», хранящаяся в Фонде музыкальной библиотеки Мариинского театра, послужила материалом для изучения специфики подхода Черепнина к оркестровому воплощению фортепианной музыки Шумана. Выявляются особенности состава оркестра, изучаются приемы оркестровой работы Черепнина (в контексте его отношения к оркестровому стилю Шумана, в сравнении с собственным оркестровым стилем Черепнина-композитора). Отмечаются особенности партитуры «Бабочек», сближающие ее с оркестровыми традициями балетной музыки. Делается вывод о том, что в своей работе Черепнин руководствовался не стремлением к стилизации в духе оркестровых приемов Шумана, а намерением отобразить «оркестровость» его фортепианного мышления.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. ЛюбимовРоссия
Любимов Д. В. — аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Кузнецова О. Николай Черепнин — родоначальник дирижерского класса консерватории // «Малоизвестные страницы истории Консерватории»: Альманах. Вып. III. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2002. С. 27–30.
2. Левит С. И. Ю. А. Шапорин. Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1964. 395 с.
3. Логинова В. А. Творческий облик Н. Н. Черепнина в контексте русского искусства начала XX века: личность и стиль. Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. ин-та искусств, 2002. 108 с.
4. Томпакова О. М. Николай Николаевич Черепнин. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1991. 108 с., ил.
5. Логинова В. А. Лики серебряного века — Владимир Ребиков, Николай Черепнин, Алексей Стачинский: учеб. пос. Оренбург: ОГИИ им. Л. иМ.Ростроповичей, 2011. 262 с.
6. Житомирский Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского, Издательский дом Композитор, 2000. 373 с., нот.
7. Николаева Н. С. Р. Шуман. Творческий облик композитора. Эстетика, стиль. Фортепианная музыка // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2 / под ред. Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1990. C. 107–197.
8. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство: учеб. пос. для СПО. 2-е изд., стер. СПб.: Лань: Планета музыки, 2022. 560 с.
9. Боголюбова Л. Д. Музыкальные наблюдения и методические советы педагога-пианиста: уч.-метод. пос. Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2012. 120 с.
10. Малинковская А. В. Р. Шуман, «Бабочки» op. 2 / под ред. Н. П. Корыхаловой. СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2014. 48 с., нот. (Мастер-класс на дому).
11. Смирнова Н. М. Фортепианные стили: от Бетховена до Брамса: учебник по авторск. курсу. Саратов, Саратов. Гос. конс. им. Л. В. Собинова, 2019. 290 с.
12. Левин И. Искусство игры на фортепиано: учеб. пос. для СПО / пер. с англ. Н. А. Александровой, С. Г. Денисова, науч. ред. С. Г. Денисов. СПб.: Лань: Планета музыки, 2021. 64 с.
13. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / вступ. ст. и пояснения В. В. Яковлева. 2-е изд. М.: Музгиз, 1953. 438 с.
14. Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / сост., вступ. ст. и примеч. М. А. Ганиной. М.: Музгиз, 1958. 550 с., нот., ил.
15. Юдина М. В. Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. подгот. текста и примеч. А. М. Кузнецова; общ. ред. С. В. Аксюка; предисл. Г. М. Когана. М.: Советский композитор, 1978. 416 с., 13 л. ил.
16. Schumann R. Papillons. Op. 2. Mus. de Schumann. Orchestre par N. Tcherepnine. [Для большого симфонического оркестра. Партитура]. S.l.s.a. [98] стр. 38 см. Переписано // ОНФ ГАМТ, фонд исторических хранений. Собрание электронных копий: балет.
17. Любимов Д. В. «Карнавал» Роберта Шумана в оркестровке русских композиторов // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2022. Вып. 30. С. 30–41.
18. Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. А. Фортунатове / сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой. Ред. Е. И. Гордина, О. В. Лосева. М.: Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского, 2004. 384 с., нот., илл.
19. Карс А. История оркестровки / под ред. М. В. Иванова-Борецкого, Н. С. Корндорфа. М.: Музыка, 1990. 302 с., ил., нот.
20. Безуглая Г. А. Новый концертмейстер балета: учеб. пос. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. 432 с.: ноты.
21. Безуглая Г. А. Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов (конец XVI — первая треть XX вв.): дис. … д-ра. искусствоведения. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2021. 442 с.
22. Шуман Р. Бабочки: для ф.-п.: Соч. 2 / ред. А. Гольденвейзера. М.: Музгиз, 1954. 16 с.
23. Schumann R. Papillons: Pour le piano: Op. 2. Leipzig: Breitkopf & Hartel. 13 s.
24. Финкельштейн Ю. А. Балетное творчество Н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи. дис. ... канд. искусствоведения. М.: Рос. Акад. музыки им. Гнесиных, 2012. 191 с.
25. Шуман Р. Карнавал: соч. 9: партитура. В инструментовке русских композиторов для симфонического оркестра / редакция И. Иордан и Г. Киркора. М.: Музгиз, 1956. 138 с.
26. Садуова А. Т. Импрессионизм в «русских» произведениях Н. Н. Черепнина (на примере Эскиза для оркестра к сказке о Жар-птице «Зачарованное царство») // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2014. № 3 (10). С. 74–81.
Рецензия
Для цитирования:
Любимов Д.В. О рукописи «Papillon» Николая Черепнина. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(5):117-138.
For citation:
Lyubimov D.V. About the manuscript Papillon by Nikolai Tcherepnin. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(5):117-138. (In Russ.)