Феномен фреймового мышления в Новой музыке постсериализма
Аннотация
Целью статьи является анализ феномена фреймового мышления в музыкальной культуре постсериализма. В качестве научной парадигмы оно оказало сильнейшее влияние на современное сознание и специфику композиторского мышления. В новой музыке понятие фрейма представляет собой универсальную структуру - ментальный конструкт, образ мышления, структурную рамку, которая становится инструментом для конструирования содержания. Для постсериализма фреймовый способ представлений информации становится наследником структурного мышления сериальной традиции и одновременно зрительно-звуковым образом, поддерживающим отношения с тональной музыкой. Этот способ обладает информационной емкостью и универсальностью. Он основывается на выявлении связей разнообразных элементов и формирует визуальное представление информации, нередко с помощью графических или символьных структур. Автор выделяет три способа фремового представления информации в новой музыке: фрейм-структура, фрейм-визуальный образ и фрейм-сюжет. В качестве музыкальных примеров приводятся сочинения Х. Лахенманна и С. Шаррино.
Ключевые слова
музыкальное мышление,
фрейм,
новая музыка,
С. Шаррино,
Х. Лахенманн,
музыкальный концепт,
musical thinking,
frame,
new music,
S. Sciarrino,
H. Lachenmann,
music concept
Список литературы
1. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966-1995. Edited by Josef Häusler. Mainz: Breitkopf und Härtel, 1996. 476 с.
2. Carratelli, C.: L’Integrazione dell’estetico nel poetico nella poetica musicalepost-structuralista. Il caso di Salvatore Sciarrino, Una «Composizione dell’ascolto» Paris, Tthese e de docteur, 2006, 409 p., p.149
3. Sciarrino S. Le figure della musica: da Beethoven a oggi. Milano: Ricordi,1998. 148 с.
4. Sciarrino S. Carte da suono scritti 1981-2001. CIDIM-Novecento, 2001. 339 с.
Для цитирования:
Лаврова С.В.
Феномен фреймового мышления в Новой музыке постсериализма. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(5):155-160.
For citation:
Lavrova S.V.
The phenomenon of frame-thinking in New music of postserializm. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(5):155-160.
(In Russ.)
Просмотров:
283