Телесные формулы сильного волнения в театре и изобразительном искусстве XVIII века как «формулы пафоса»
Аннотация
Задача статьи — отталкиваясь от идеи «формул пафоса» А. Варбурга, проанализировать интермедиальные отношения между изобразительным искусством и театром. Под «формулами пафоса» Варбург понимал устойчивые телесные формулы, с помощью которых передавалась сильная эмоциональная реакция. Такие позы и жесты являлись античными цитатами и воплощали дионисийскую сторону Античности. К ним обращались художники эпохи Возрождения в поисках способов пластического выражения сильного волнения, и тем самым «формула пафоса» обретала новую жизнь в искусстве. Наиболее знаменитой театральной позой сильного волнения можно считать ту, что изображена на портрете актера Д. Гаррика в роли Ричарда III кисти У. Хогарта. В этой позе можно увидеть сходство с одной из «формул пафоса», проанализированных А. Варбургом, а именно «Смертью Орфея». Поза страха, отвращения, зафиксированная у Ф. Лан- га и И. Энгеля, а также в театральной иконографии (Л. К. Кармонтель, М. Кирцингер), восходит к античной позе нимфы, спасающейся от преследования. Это то же движение, которое А. Варбург находил в фигурах Зефира и Флоры в «Весне» С. Ботичелли, в «Аполлоне и Дафне» Л. Бернини. В процессе обновления приемов актерской игры Д. Гаррик и другие сознательно или интуитивно обратились к формулам страстного языка жестов, несущих в себе античный пафос. Проблему интермедиальности автор статьи трактует как взаимосвязь театра и изобразительного искусства через общие для обеих искусств телесные формулы выражения сильного волнения.
Ключевые слова
Об авторе
Л. В. НикифороваРоссия
Никифорова Л. В. — проф., д-р культурологии, проф. каф. философии, истории и теории искусства; проф. каф. теории и истории культуры
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
наб. р. Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186
Список литературы
1. Engel J. J. Ideen zu einer Mimik. Berlin: Mylius, 1785. 432 p.
2. Antal F. Hogarth and His Place in European Art. N-Y: Basic Books Editions Publishing, 1962. 456 p.
3. Smart А. Dramatic Gesture and Expression in the Age of Hogarth and Reynolds // Apollo. 1965 (August). Р. 90–97.
4. Ланг Ф. Рассуждение о сценической игре [1727] / ред., пер. В. Всеволодского- Гернгросса // Старинный спектакль в России Л.: Академия, 1928. С. 132–183.
5. Торопыгина М. Ю. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 214 с.
6. Bilderatlas Mnemosyne. Final version. 1929. URL: https://warburg.sas.ac.uk/archive/bilderatlas-mnemosyne/final-version (дата обращения: 15.06.2023).
7. Warburg A. Atlas Mnemosyne / Traductor Chamorro Mielke, Joaquín; con la edisión de Martin Warnke y la colaborasción de Claudia Brink. Madrid: Ediciones Akal, 2010. 182 p.
8. Ovid Illustrated: The Reception of Ovid’s Metamorphoses in Image and Text. URL: https://ovid.lib.virginia.edu/ovidillust.html (дата обращения: 15.06.2023).
9. Benserade I. de Metamorphoses d’Ovide en rondeaux: Imprimez et enrichis de figures par ordre de Sa Majesté, et dediez à Monseigneur le Dauphin. Paris: de l’Imprimerie royale, 1676. 453 р.
10. Metamorphoses en Rondeaux (par Isaac de Benserade) imprimez et enrichis de figures. Amsterdam: Abraham Wolfgang, 1679. 488 p. Австрийская национальная библиотека, Вена. URL: http://digital.onb.ac.at/OnbViewer/viewer.faces?doc=ABO_%2BZ181839406 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Métamorphoses d’Ovid en Rondeaux imprimez et еnrichis еnrichis de figures. Nurnberg, 1689, 464 p. Национальная библиотека Чешской республики, Прага. URL: https://play.google.com/books/reader?id=oT5pAAAAcAAJ&pg=GBS.PP6&hl=ru (дата обращения: 15.06.2023).
12. Овидиевы фигуры в 226 изображениях. Грав. П. Пикарт, А. Ростовцев, И. Любецкий, С. Мякишев, С. Матвеев. СПб. 1721. 113 с.
13. Клепиков С. А. Русские гравированные книги XVII–XVIII веков // Книга. Исследования и материалы. Вып. 9. М.: Книга, 1964. С. 141–181.
14. Woldt I. Ur-Words of the Affective Language of Gestures: The Hermeneutics of Body Movement in Aby Warburg // Interfaces. Image – Text – Language. 2018. № 40. URL: https://doi.org/10.4000/interfaces.605. (дата обращения: 15.06.2023).
15. Enenkel К., Jong J. Introduction. Re-inventing Ovid’s Metamorphoses // Pictorial and Literary Transformations in Various Media. 1400–1800 / Enenkel К., Jong J. (ed). Leiden and Boston: Brill, 2020. 475 р.
16. Bate J. Shakespeare and Ovid. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1993. 316 р.
17. Boase T. S. R. Illustrations of Shakespeare’s Plays in the Seventeenth and Eighteenth Centuries // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1947. Vol. 10. Р. 83–108.
18. Lee S. Van Der Gucht Michael; Gerard Van der Gucht; Benjamin Van der Gucht // Dictionary of National Biography. London: Smith Elder, 1899. Vol. 58. Р. 101–102.
19. Chatelain H. A. (?). Carte pour Conduire à L’Intelligence de la Fable. Amsterdam, 1720 (?). URL: https://ovid.lib.virginia.edu/mythcards.html (дата обращения: 15.07.2022).
20. Solis V. Joh. Posthis Germersheimii In Ovidii Metamorphosi lib. XV quibus accesserunt Vergilii Solis Figurae elegantissimae. Francoforte [Frankfurt a. M.]. 1563. 214 p.
21. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. М.–Л.: Гос. изд-во, Музсектор, 1928. Т. 2. Вып. 5. 93–182, XXIII– XXXVI с.
22. Didi-Huberman G. L’image survivante. Histoire de l’art et temps des fantômes selon Aby Warburg. Paris: Les Editions de Minuit, 2002. 592 p.
23. Гинзбург К. Ножницы Варбурга // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. СПб.: Европейск. ун-т в СПб., 2018. С. 68–77.
24. Bonato P. after Kauffman A. Sorrows of Werther. London, Wellcom Collection. Europeana. URL: https://www.europeana.eu/en/item/9200579/x8bxxf4j (дата обращения: 15.06.2023).
25. Гинзбург К. Медали и раковины: еще раз о морфологии и истории // Антропологический форум. 2018. № 39. С. 9–30.
26. Сеттис С. Образы размышления, сомнения, раскаяния в античном искусстве // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / ред.- сост. Н. Н. Мазур. СПб.: Европейск. ун-т в СПб., 2018. С. 243–258.
27. Bertelsen L. David Garrick and English Painting // Eighteenth-Century Studies. 1978. Vol. 1. No. 3. P. 308–324.
28. Borlik T. A. Painting of a sorrow: Visual Culture and the Performance of Stasis in David Garrick’s “Hamlet” // Shakespeare Bulletin. 2007. Vol. 25, No. 1. P. 3–31.
Рецензия
Для цитирования:
Никифорова Л.В. Телесные формулы сильного волнения в театре и изобразительном искусстве XVIII века как «формулы пафоса». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(3):117-134.
For citation:
Nikiforova L.V. Body Formulas of Excitement in 18th Century Theater and Fine Art as “Formulas of Pathos”. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(3):117-134. (In Russ.)