Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Звуковой инструментарий новейшей музыки

Аннотация

Статья посвящена вопросу концептуализации и систематизации звукового инструментария академической музыки конца XX — начала XXI века. Современные композиторы уже давно задействуют в своих сочинениях не только музыкальные инструменты и компьютерные технологии, но также большое число предметов и механизмов немузыкального назначения. Последним отводятся все более ответственные роли, вплоть до инструмента-солиста, противопоставленного оркестру. При всей распространенности немузыкальных предметов в музыке сегодня данное явление не получило достаточного научного осмысления. В предлагаемой статье предпринята попытка систематизации и категоризации всех «нетипичных» и «ненормативных» музыкальных инструментов, а также выявлен и описан характер работы композиторов с данными предметами.

Об авторе

В. А. Кухта
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой; Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга
Россия

Кухта В. А. — аспирант, преподаватель

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023

Санкт-Петербургский пр., д. 4-А, литер Б, Петергоф, 198510



Список литературы

1. Мациевский И. В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.: Музыка, 1980. С. 143–170.

2. Holland J. Percussion / foreword by Pierre Boules. New York: Schrimer Books, 1981. 283 p.

3. Blazejczyk W. Obiektofony. Warszawa: Chopin University Press, 2017. 131 p.

4. Варламов Д. И. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народно-инструментального искусства XXI в. Саратов: Аквариус: Эмос, 2000. 142 с.

5. Хруст Н. Ю. Новые инструментальные техники: опыт классификации: дисс. … канд. искусствоведения. М. 2017. 480 с.

6. Baker M. B. Demystifying and classifying electronic music instruments // Issues in organology / vol. ed.: Sue Parole De Vale: Los Angeles, Calif.: Ethnomusicology Publ., 1990. P. 37–64.

7. Динов В. Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: учеб. пос. 3-е изд. СПб: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2012. 488 c.

8. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. 367 с.

9. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М.: Восточная литература, 2002. 718 с.

10. Вертков К. Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973. С. 262−274.

11. Попов В. А. Звуковое оформление спектакля. М.: Искусство, 1953. 268 с.

12. Смирнов А. В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ в. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. 296 с.

13. Ингельдеев М. Р., Яковлева Т. О. «101% mind uploading» Елены Рыковой: о материализме, театре и резонансе звука / Музыкальная академия. 2022. № 4 (780). С. 134−145.

14. Цареградская Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. 364 с.

15. Лаврова С. В. Сальваторе Шаррино и другие. Очерки об итальянской музыке конца XX — начала XXI века. СПб: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2019. 230 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кухта В.А. Звуковой инструментарий новейшей музыки. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(3):106-116.

For citation:


Kukhta V.A. Sound tools of the latest music. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(3):106-116. (In Russ.)

Просмотров: 243


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)