Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Четвертая соната для фортепиано Галины Уствольской: предварительный финал трагедии

Аннотация

Статья посвящена Четвертой сонате для фортепиано Галины Ивановны Уствольской (1957), которая рассматривается как одно из центральных сочинений композитора. Предметом анализа впервые становится лирическая составляющая в Четвертой сонате, соотнесенная с трагизмом творчества Уствольской. Трагическое в Сонате, по мнению автора, присутствует в трех составляющих прощания — плаче, отпевании и оплакивании. Рассматривается интонационная сфера сочинения, обозначается жанрвое происхождение материала частей, намечается дальнейший путь развития образных сфер Четвертой сонаты, а также приводятся нотные примеры, иллюстрирующие наиболее важные, с точки зрения автора, этапы драматургии сочинения.

Об авторе

Л. С. Белюнайте
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия

Белюнайте Л. С. — аспирант

Театральная пл., д. 3, литер А, Санкт-Петербург, 191167



Список литературы

1. Самсонова Т. П. Кластерная техника в творчестве Галины Уствольской как художественный знак и смысловое воплощение // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 2 № 3. С. 193–201.

2. Овсянкина Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича: в 2 кн. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 1. 323 с.

3. Коробейников С. С. Антиномии и парадоксы Шестой сонаты Галины Уствольской // Музыкальная академия. 2018. № 2. С. 74–82.

4. Васильева Н. В. Галина Уствольская. СПб.: Композитор, 2014. 168 с.

5. Гусева Е. С. О неокатарсическом воздействии музыки на сознание человека (на примере сочинений Г. Уствольской) // Reflexio. 2017. Т. 10. № 2. С. 167–189.

6. Скрипко А. Галина Уствольская: традиции и новаторство // Мир искусства. Контрасты / отв. ред. И. Воробьев. СПб: Музыка и современность, 2017. С. 21–23.

7. Суслин В. Е. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР / под ред. В. Ценовой. М.: Композитор, 1996. С. 141–156.

8. Nalimova E. Demystifying Galina Ustvolskaya: Critical Examination and Performance Interpretation. Doctoral thesis. Goldsmiths: University of London, 2012. 260 p.

9. Popowich S. Galina Ustvolskaya: Orthodoxy and Transgression in Soviet Music. A thesis submitted to the Faculty of Graduate Studies and Research in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts in Music and Culture. Ottawa, Ontario: Carleton University, 2011. 139 p.

10. Regovich K. To Be Totally Free: Galina Ustvolskaya, Sofia Gubaidulina, and the Pursuit of Spiritual Freedom in the Soviet Union. Wellesley College, 2016. 118 p.

11. Южак К. И. Из наблюдений над стилем Г. Уствольской // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-70-х годов: сб. ст. Л.: Музыка, 1979. С. 85–102.

12. Раабен Л. Н. Галина Уствольская // О духовном ренессансе в русской музыке 1960–80-х годов. СПб.: Бланка: Бояныч, 1998. С. 106–119.

13. Гладкова О. И. Галина Уствольская. Музыка как наваждение. М.: Музыка, 1999. 159 с.

14. Конырева И. В. Плач как феномен русской культуры: дисс. ... канд. культурологии: Комсомольско-на-Амуре, 2003. 166 с.

15. Рогалев И. Е. Лад и гармония в музыке С. Слонимского: дисс. ... канд. искусствоведения. Л. 1986. 196 с.

16. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пос.: в 2 ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. 400 с.


Рецензия

Для цитирования:


Белюнайте Л.С. Четвертая соната для фортепиано Галины Уствольской: предварительный финал трагедии. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(3):76-88.

For citation:


Belyunayte L.S. Galina Ustvolskaya’s Fourth Piano Sonata: A preliminary finale to the tragedy. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(3):76-88. (In Russ.)

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)