Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Лебединое озеро»: к вопросу о происхождении сюжета

Аннотация

В статье рассматриваются пути формирования сюжетных линий балета «Лебединое озеро», его сходства с более ранними сочинениями на родственную тему: оперой «Озеро фей» Д.-Ф.-Э. Обера на либретто Э. Скриба (1839) и двумя балетами «Озеро волшебниц» на ту же музыку, поставленными в Лондоне и Санкт-Петербурге (1840).

Первая редакция балета П. И. Чайковского (1877) в большой степени унаследовала приметы, решения, композиционные линии и мизансцены, характерные для «волшебных» (или «фантастических») балетов первой половины XIX столетия: сказочный сюжет в основе сценария; противопоставление и столкновение реального и фантастического миров, обязательно отраженное в апофеозах; разработка фантастических образов, явлений, предметов и их дуализм. Во второй редакции балета (1895) психологические предпосылки поведения персонажей подчеркнуты, неотвратимость судьбоносного поворота усилена, движение к трагической развязке стало значительно более очевидным.

Однако яркие составляющие «волшебного стиля», изначально присутствовавшие в хореографическом замысле «Лебединого озера», всё-таки уводили зрительское восприятие в сторону фантастических трактовок. Это привело к тому, что очевидцы премьер не только первой, но и второй редакций балета зачастую не могли понять смысл завершения спектаклей, да и в целом его трагический пафос вызывал множество вопросов. И только в XX веке, когда интерпретации сочинения почти перестали напоминать о путях его преемственности, балет занял наконец соразмерное своему значению место в театральном репертуаре.

Об авторе

С. А. Петухова
Государственный институт искусствознания
Россия

Петухова С. А. — канд. искусствоведения, ст. науч. сотр. сектора музыки

Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009



Список литературы

1. Красовская В. М. Балеты с трагической развязкой // Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1963. С. 262–276.

2. Красовская В. М. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. Изд. 2-е, испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. 512 с.

3. [Musäus J.-K.-A.] Le voile enlevé // Contes populaires des Allemands par J.-C.-A. Musaeus avec une préface de Wieland et précédés d’une notice sur Musaeus par J. Lefèvre. Traduits de L’Allemand par J. Lefèvre. Leipzig: G. H. Friedlein, 1803. T. I. P. 119–167.

4. Музеус И. К. А. Источник красоты. Народные сказки Музеуса, изданные Виландом: в 6 ч. / пер. Вас. Полякова. М.: Тип. А. Воейкова и компании, 1812. Ч. 5. 228 с.

5. [Scribe E.] Le lac des fées // Œuvres complètes de M. Eugène Scribe. Nouvelle éd. Paris: Furne et Cie, Aimé André, Libraires-Éditeurs, 1841. T. II. 732 p.

6. Озеро волшебниц, большой балет, в четырех картинах, соч. Гг. Скриба и Талиони <sic!>, музыка соч. Обера и Келлера. (Бенефис Г-жи Талиони) // Северная пчела. 1840. № 277, 7 дек. С. 1105–1107.

7. Le lac des Fées, opera en cinq actes, paroles de MM. Scribe et Melesville, musique de M. Auber. Paris: Bezou, Libraire, 1839. 39 p.

8. А. Д. «Лебединое озеро», балет г. Рейзингера. Музыка г. Чайковского // Театральная газета. 1877. № 39. 22 февр. С. 178.

9. Галкин А. С. Поэтика балетного спектакля конца XIX в. (Первая петербургская постановка «Лебединого озера»): дисс. … канд. искусствоведения. М. 2015. 194 с.

10. [Конаев С. А., Мукосей Б. В.] I. Либретто // П. И. Чайковский. Лебединое озеро. Балет в 4-х действиях. Постановка в Московском Большом театре. 1875–1883. Скрипичный репетитор и другие документы / сост., выявл., публ. документов С. А. Конаев, коммент. к муз. документам С. А. Конаев и Б. В. Мукосей. СПб.: Композитор, 2015. С. 7–9.

11. Салтыков-Щедрин М. Е. Петербургские театры. «Наяда и рыбак», фантастический балет в трех действиях и пяти картинах. Соч. Ж. Перро; музыка г Пуни // Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: в 20 т. / гл. ред. С. А. Макашин М.: Худ. лит., 1966. Т. 5. Критика и публицистика. 1856–1864. С. 199–215.

12. Зуб [Щуровский П. А.]. Бенефис Карпаковой: «Лебединое озеро», балет Рейзингера, музыка Чайковского // Современные известия. 1877. № 56 26 фев. С. 1.

13. Лебединое озеро. Балет в 4-х действиях. Музыка П. И. Чайковского. М.: Тип. И. И. Смирнова, 1877. 22 с.

14. Демидов А. П. «Лебединое озеро» (Шедевры балета). М.: Искусство, 1985. 368 с.

15. Галкин А. С. Лебеди и феи. Скрибовский след в петербургской редакции «Лебединого озера» // Academia: танец, музыка, театр, образование. 2019. № 2. С. 75–77.

16. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. 1. Хореографы. Л.: Искусство, 1971. 526 с.


Рецензия

Для цитирования:


Петухова С.А. «Лебединое озеро»: к вопросу о происхождении сюжета. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(3):33-46.

For citation:


Petukhova S.A. Swan Lake: To the question of the plot origin. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(3):33-46. (In Russ.)

Просмотров: 372


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)