Основы комплексного подхода в методике преподавания партнеринга
Аннотация
Формирование методики преподавания дисциплины не является краткосрочным процессом. На основе сложной взаимосвязи теории, практики, художественных целей (подчас стремительно меняющихся) и накопления актуальных знаний в исследуемой дисциплине происходит выстраивание и уточнение системы. Предложенная в статье схема является своеобразным черновиком методической структуры, представляющим эссенцию из собранных и проанализированных теоретических и практических материалов с учетом личного творческого и педагогического опыта автора. Статья содержит рекомендации идеализированной педагогической схемы и вариантов ее адаптации под конкретные условия, форматы и цели образовательного процесса, осуществленные автором на протяжении периода с 2018 года по настоящее время. Формируемая методическая структура отражает актуальный взгляд как на техническую, физическую сторону партнеринга, так и на современные тенденции в преподавании хореографических дисциплин
Об авторе
И. С. СачковРоссия
преподаватель кафедры режиссуры балета, аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Театральная пл., д. 3, литер А, Санкт-Петербург, 190068
Список литературы
1. Долгова Ю. С., Любашин А. А. Партнеринг: рабочая программа дисциплины [Рукопись] / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. И. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2020. 13 с. Копия из личного архива И. С. Сачкова.
2. Марченко С. Е. Партнеринг: рабочая программа дисциплины [Электронный ресурс]. URL: https://isi-vuz.ru/sveden/files/B1.0.13_RPD_Partnering.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
3. Балецкая А. Б., Шипицин А. М., Медведева С. В. Партнеринг и дуэтные формы: рабочая программа дисциплины [Рукопись] / Тюменский государственный институт культуры. Тюмень, 2016. 16 с. Копия из личного архива И. С. Сачкова.
4. Долгополова Л. А. Партнеринг и дуэтные формы. Программа учебной дисциплины [Рукопись] / Л. А. Долгополова; Волгоградский гос. социально-педагогический ун- т. Волгоград, 2016. 7 с. Копия из личного архива И. С. Сачкова.
5. Сачков И. С. Партнеринг в современном танце: Сущность, определение, место в системе терминов // Художественные практики современного танца. Пространство телесного: сб. ст. / Сост. и науч. ред. Л. А. Меньшиков. СПб.: Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2021. С. 147–182.
6. Кинова А. И., Бегунов А. Н. Теория, методика и практика современной хореографии: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.03.01 (071200) «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень) выпускника бакалавр / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. Кемерово, 2014. 96 с.
7. Сачков И. С. Этические аспекты взаимодействия как методическая основа партнеринга в современном танце // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 4 (75). С. 46–58.
8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. М.: Спорт, 2021. 520 с.
9. Антипин В. В. О понятии «современный танец» в отечественной хореографической педагогике // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5 (58). С. 125–134.
10. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пос. М.: Академия, 2000. 480 с.
11. Butterworth J. Teaching choreography in higher education: a process continuum model // Research in Dance Education. 2004. Vol. 5. № 1. P. 45–67.
12. Rivieccio K. Exploration of practices in partnering. Phoenix: Arizona State University, 2017. 39 p.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/520301_B_3_15062021.pdf?ysclid=lc96vxeew4407630505 (дата обращения: 21.12.2022).
14. Sööt, A., Viskus E. Contemporary Approaches to Dance Pedagogy — the Challenges of the 21st Century // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 112. P. 290–299.
15. Меньшиков Л. А. Терминология отечественного хореоведения в сфере современного танца, или О том, что делать с его современностью // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 6–15.
16. Dozado Dance magazine. Афро и техника «save the body» / Таня Тарабанова в ЦЕХе [Электронный ресурс]. URL: http://dozado.ru/событие/tarabanovaceh/?ysclid=lc97ll83dp979186567 (дата обращения: 25.12.2022).
17. Fighting Monkey. About [Электронный ресурс]. URL: https://fightingmonkey.net/about/ (дата обращения: 25.12.2022).
18. Passing Through | dz. [Электронный ресурс]. URL: http://www.davidzambrano. org/?page_id=276 (дата обращения: 25.12.2022).
19. Publications | ilyavidrin [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilyavidrin.com/ publications (дата обращения: 25.12.2022).
20. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 501 с.
21. Гордеева Т. В. Виртуозная будничность как ключевой аспект коммуникации в танцперформансе // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 52–62.
22. Мейерхольд В. Принципы биомеханики / Запись М. М. Коренева, публикация В. Щербакова // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 24–25.
23. Сироткина И. Е. Биомеханика: между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. Т. 32. № 1. С. 46–70.
24. Dancehelp. Методика преподавания партнеринга детям и подросткам (часть 1) [Электронный ресурс]. URL: https://dancehelp.ru/lk/lessons/2133/1363/ (дата обращения: 25.12.2022).
25. Dancehelp. Методика преподавания партнеринга детям и подросткам (часть 2) [Электронный ресурс]. URL: https://dancehelp.ru/lk/lessons/2133/1364/ (дата обращения: 25.12.2022).
26. «Code провинции»: Международная конференция по современному танцу в Калуге. День 2 [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/video-9068269_456247550 (дата обращения: 27.12.2022).
27. Vidrin I. We Need to Distinguish «Trust» and «Care» in Partnering [Электронный ресурс]. URL: https://www.dancemagazine.com/dance-partnering-2649630166.html (дата обращения: 11.02.2021).
28. Фестиваль «Танцсоюз» 2023. Обсуждение спектакля «Туман», Иван Сачков (Санкт-Петербург) [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ video-9068269_456251785 (дата обращения: 06.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Сачков И.С. Основы комплексного подхода в методике преподавания партнеринга. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(2):94-108.
For citation:
Sachkov I.S. Fundamentals of an integrated approach in the methodology of teaching partnering. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(2):94-108. (In Russ.)