Театрализация в пространственно-пластическом решении спектакля: на примере творческих показов студентов Санкт-Петербургского государственного института культуры
Аннотация
В статье на примерах двух постановочных работ «Мцыри» (по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова») и «Облако в штанах» (по мотивам одноименной поэмы В. В. Маяковского) выявляются алгоритмы и механизмы работ по созданию сценической театрализации: разделение постановочного процесса на смысловые этапы, выявление художественных закономерностей основного текста, нахождение для них эквивалентов сценической выразительности, отбор лексического материала, формирование образов на основе интерпретации предлагаемых обстоятельств и художественных особенностей исходного текста и выбранной условности. Основной акцент сделан на пространственно-пластическое решение, хореографические особенности создания сценического образа и создание единой постановочной композиции, нахождение самостоятельной пластической лексики, которая рождает драматический образ в пространстве сцены.
В результате исследования авторы приходят к выводу, что создание пространственно-пластического решения спектакля — это программируемый процесс, сочетающий в себе рациональные расчеты, подчиняющие общей задаче эмоциональные потенциалы драматической и лексической форм.
Об авторах
Д. Д. СоколовРоссия
доц.
Дворцовая наб., д. 2–4, Санкт-Петербург, 191186
Д. А. Фотина
Россия
аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Театральные термины и понятия: материалы к словарю / А. П. Варламова и др. СПб.: РИИИ, 2005. Вып. 1. 250 с.
2. Вершковский Э. В. Режиссура театрализованных представлений. СПб.: Нестор-История, 2017. 98 с.
3. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1989. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. 511 с.
4. Никитин В. Ю. Современный танец или contemporary dance? // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2016. № 4. С. 27–30.
5. Борзов А. А. Танцы разных народов СССР. М.: ГИТИС, 1988. 86 с.
6. Мусина Н. Д. Стилизация народного танца как способ ретрансляции этнохудожественного хореографического наследия в современность // ЮНЕСКО: стратегия развития культуры, науки и образования в контексте нового гуманизма: мат-лы Международ. науч.-практ. конф. Казань: КАЗГИК, 2016. С. 197–200.
7. Карпенко В. Н. Народный танец как древнейший вид искусства // Интеграция наук. Белгород: БГИИК, 2017. № 5 (9). С. 118–120.
8. Джавишвили Д. Л. Грузинские народные танцы. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958. 279 с.
9. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. М.: ГИТИС, 2000. 438 с.
10. Kantor M., Maslon L. Broadway: American Musical. New York: Bulfinch Press, 2004. 205 p.
11. Stearns M. W., Stearns G. Jazz Dance: A History of American Folk Dance. Da Capo Press, 1988. 150 p.
12. Castro D. S. The Argentine tango as social history: The soul of the people. NY Press., 1991. 579 p.
13. Драгилёв Д. Лабиринты русского танго. СПб: Алетейя, 2008. 168 с.
14. Spady J. G. The Global & Cipha: Hip Hop Culture and Consciousness. Philadelphia: Black History Museum Press, 2006. 341 p.
Рецензия
Для цитирования:
Соколов Д.Д., Фотина Д.А. Театрализация в пространственно-пластическом решении спектакля: на примере творческих показов студентов Санкт-Петербургского государственного института культуры. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(1):64-77.
For citation:
Sokolov D.D., Fotina D.A. Theatricalization in the spatial and plastic solution of the performance: On the examples of creative screenings of students of the St. Petersburg State Institute of Culture. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(1):64-77. (In Russ.)