Идеи Генри Коуэлла в области ритма и создание ритмикона
Аннотация
Статья посвящена идеям интеграции звуковысотных и метро-ритмических отношений, присущим теоретической концепции американского композитора Генри Коуэлла. Анализируются идеи об организации ритма, артикулированные в теоретическом труде Коуэлла «Новые музыкальные ресурсы», и практика их воплощения в электромузыкальном инструменте ритмиконе. Автор приходит к заключению о том, что теория Коуэлла является всего лишь вспомогательным средством репрезентации высотно-временных связей, так как точное применение теории возможно лишь в условиях специального механизма, каковым явился ритмикон. Принципы соотнесения обертоновой шкалы с ритмическими пропорциями, которые представил американский композитор-новатор и теоретик новой музыки, были развиты в творчестве французских спектралистов, наметили линию от «Техники моего музыкального языка» О. Мессиана к «Теории единого временного поля» К. Штокахаузена и далее — к идеям Ж. Гризе.
Ключевые слова
Об авторе
С. Г. БелыхРоссия
Белых С. Г. — аспирант
ул. Новозаводская, д. 27 А, Москва, 121309; ул. Таганская, д. 9 стр. 5, Москва,109147
Список литературы
1. Cowell H. New Musical Resources, with notes and an accompanying essay by David Nicholls. Cambridge University Press, 1996. 195 р.
2. Тимошенко А. А. Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции. СПб., 2003. 270 с.
3. Schedel M. Anticipating interactivity: Henry Cowell and the Rhythmicon. // Organised Sound. 2002. № 7 (3). Р. 247–254.
4. Stockhausen K. New Morphology of Musical Time [Written at Mills College, December 1991 for David Bernstein’s Seminar on 20th Century Theories of Musical Time]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.music.princeton.edu/~ckk/smmt/index. html (дата обращения: 12.12.2012).
5. Lichtenwanger W. The Music of Henry Cowell. Brooklyn. NY: Institute for Studies in. American Music, 1986. 200 р.
6. Nicholls D. Henry Cowell’s “New Musical Resources”. Cambridge University Press Cambridge, 1996. P. 153–174.
7. Godwin J. The Music of Henry Cowell: Ph.D. diss. Cornell University, 1969. Selected Bibliography. 144 p.
8. Seeger C. Tradition and Experiment in (the New) Music in Studies // Musicology II: 1929–1979. Berkeley. Los Angeles: University of California Press, 1994. 199 p.
9. Cowell H. Charles Seeger // American Composers on American Music / Ed. Henry Cowell, New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1962. P. 119–123.
10. Greer Т. Critical Remarks // Seeger Studies in Musicology II: 1929–1979 / Ed. Ann M. Pescatello. Berkeley. Los Angeles: University of California Press, 1994. 260 р.
11. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. 121 с.
12. Brodsky W. Schillinger J. (1895–1943) Music Science Promethean Reviewed // American Music. 2003. Vol. 21. No. 1. P. 45–73.
Рецензия
Для цитирования:
Белых С.Г. Идеи Генри Коуэлла в области ритма и создание ритмикона. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(1):94-105.
For citation:
Belykh S.G. Henry Cowell’s ideas about rhythm and their implementation in the invention of rhythmicon. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(1):94-105. (In Russ.)