Выразительный танец на сцене: «Весна священная» И. Стравинского – М. Вигман
Аннотация
Партитура «Весны священной» до сих пор востребована хореографами. В 1957 году авторскую версию «Весны священной» представила Мари Вигманн (англ. — Мэри Вигман) — одна из пионеров немецкого выразительного танца. Она привнесла в тематику хореографического искусства насилие, смерть, отчаяние, боль, подчеркнутый натурализм связанных с ними переживаний. Она ратовала за освобождение танца от диктата музыки и сюжета, обязательного следования развлекательным и эстетическим задачам. Верой в новое предназначение хореографии Вигман создавала собственную религию танца в Европе. К партитуре Стравинского Вигман обратилась на 71-м году жизни. В 2013 году на базе театров Оснабрюка и Билефельда была осуществлена реконструкция этого спектакля. Анализ постановки Вигман (ее соотнесение с либретто, музыкальной концепцией и хореографическим решением спектакля 1913 года) позволяет сделать вывод о том, что свою художественную идеологию Вигман подчинила законам театрального восприятия, частично опираясь при этом на традиционные выразительные возможности танца исходя из содержания партитуры.
Об авторе
О. В. ГрызуноваРоссия
Грызунова О. В. — канд. искусствоведения
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Researcher ID AAB-8792-2022
Список литературы
1. Stravinsky the Global Dancer [Электронный ресурс]. URL: http://urweb.roehampton. ac.uk/stravinsky/index.asp (дата обращения: 26.03.2021).
2. Грызунова О. В. Хореографические интерпретации балетов Игоря Стравинского «русского периода»: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. Саратов. 2017. 27 с.
3. Сироткина И. Е. Танец: опыт понимания. М.; СПб.: Изд-во «Бослен», Изд-во Европейск. ун-та в СПб., 2020. 253 с.
4. Huschka Sabine. Pina Baush, Mary Wigman, and the Aesthetic of “Being Moved” // New German Dance Studies / Ed. by Susan Manning and Lucia Ruprecht. University of Illinois Press. 2012. P. 182–200.
5. Старый Парижанин. «Освящение весны». Новый балет гг. Рериха, Стравинского и Нижинского // Театр и жизнь. 1913. № 23. 25 мая. С. 3–4.
6. Reynolds D. Rhythmic Subjects: Uses of Energy in the Dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunningham. Hampshire, England: Dance Books Ltd., 2007. 316 p.
7. Левина Т. А. Рудольф фон Лабан и его роль в развитии немецкого выразительного танца // Артосфера: Перспективы развития и инновации / под общ. ред. Л. В. Санжеевой. СПб.: Астерион, 2017. С. 202–211.
8. Song J. Mary Wigman and German Modern Dance: A Modernist Witch? // Forum for Modern Language Studies. Oxford University Press, 2007.Vol. 43. № 4. P. 427–437.
9. McLary L. A. Restaging Hysteria: Mary Wigman as Writer and Dancer / Studies in 20th Century Literature. Vol. 27. Iss. 2, Article 9. P. 351–369.
10. Funkenstein S. L. There’s Something about Mary Wigman: The Woman Dancer as Subject in German Expressionist Art // Gender & History. 2005. Iss. 17. № 3. P. 826–859.
11. Вигман М. Абсолютный танец. Воспоминания, письма, статьи / ред.-сост. В. Сорелл. М.: ООО «Арт Гид», 2021. 168 с.
12. Sacre: Mauro de Candia, Gregor Zöllig, Mary Wigman: буклет к премьерному спектаклю. 2013. 128 p.
13. “Le Sacre du Printemps” by Mary Wigman [Электронный ресурс]. URL: https:// tanzfonds.de/en/project/documentation-2013/le-sacre-du-printemps/ (дата обращения: 16.11.2021).
14. Бежар М. Мгновение в жизни другого. М.: Союзтеатр СТД СССР, 1989. 237 с.
Рецензия
Для цитирования:
Грызунова О.В. Выразительный танец на сцене: «Весна священная» И. Стравинского – М. Вигман. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(1):24-38.
For citation:
Gryzunova O.V. “Expressive dance” on the stage: The rite of spring by I. Stravinsky – M. Wigman. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(1):24-38. (In Russ.)