Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Выразительный танец на сцене: «Весна священная» И. Стравинского – М. Вигман

Аннотация

Партитура «Весны священной» до сих пор востребована хореографами. В 1957 году авторскую версию «Весны священной» представила Мари Вигманн (англ. — Мэри Вигман) — одна из пионеров немецкого выразительного танца. Она привнесла в тематику хореографического искусства насилие, смерть, отчаяние, боль, подчеркнутый натурализм связанных с ними переживаний. Она ратовала за освобождение танца от диктата музыки и сюжета, обязательного следования развлекательным и эстетическим задачам. Верой в новое предназначение хореографии Вигман создавала собственную религию танца в Европе. К партитуре Стравинского Вигман обратилась на 71-м году жизни. В 2013 году на базе театров Оснабрюка и Билефельда была осуществлена реконструкция этого спектакля. Анализ постановки Вигман (ее соотнесение с либретто, музыкальной концепцией и хореографическим решением спектакля 1913 года) позволяет сделать вывод о том, что свою художественную идеологию Вигман подчинила законам театрального восприятия, частично опираясь при этом на традиционные выразительные возможности танца исходя из содержания партитуры.

Об авторе

О. В. Грызунова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Грызунова О. В. — канд. искусствоведения

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023

Researcher ID AAB-8792-2022 



Список литературы

1. Stravinsky the Global Dancer [Электронный ресурс]. URL: http://urweb.roehampton. ac.uk/stravinsky/index.asp (дата обращения: 26.03.2021).

2. Грызунова О. В. Хореографические интерпретации балетов Игоря Стравинского «русского периода»: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. Саратов. 2017. 27 с.

3. Сироткина И. Е. Танец: опыт понимания. М.; СПб.: Изд-во «Бослен», Изд-во Европейск. ун-та в СПб., 2020. 253 с.

4. Huschka Sabine. Pina Baush, Mary Wigman, and the Aesthetic of “Being Moved” // New German Dance Studies / Ed. by Susan Manning and Lucia Ruprecht. University of Illinois Press. 2012. P. 182–200.

5. Старый Парижанин. «Освящение весны». Новый балет гг. Рериха, Стравинского и Нижинского // Театр и жизнь. 1913. № 23. 25 мая. С. 3–4.

6. Reynolds D. Rhythmic Subjects: Uses of Energy in the Dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunningham. Hampshire, England: Dance Books Ltd., 2007. 316 p.

7. Левина Т. А. Рудольф фон Лабан и его роль в развитии немецкого выразительного танца // Артосфера: Перспективы развития и инновации / под общ. ред. Л. В. Санжеевой. СПб.: Астерион, 2017. С. 202–211.

8. Song J. Mary Wigman and German Modern Dance: A Modernist Witch? // Forum for Modern Language Studies. Oxford University Press, 2007.Vol. 43. № 4. P. 427–437.

9. McLary L. A. Restaging Hysteria: Mary Wigman as Writer and Dancer / Studies in 20th Century Literature. Vol. 27. Iss. 2, Article 9. P. 351–369.

10. Funkenstein S. L. There’s Something about Mary Wigman: The Woman Dancer as Subject in German Expressionist Art // Gender & History. 2005. Iss. 17. № 3. P. 826–859.

11. Вигман М. Абсолютный танец. Воспоминания, письма, статьи / ред.-сост. В. Сорелл. М.: ООО «Арт Гид», 2021. 168 с.

12. Sacre: Mauro de Candia, Gregor Zöllig, Mary Wigman: буклет к премьерному спектаклю. 2013. 128 p.

13. “Le Sacre du Printemps” by Mary Wigman [Электронный ресурс]. URL: https:// tanzfonds.de/en/project/documentation-2013/le-sacre-du-printemps/ (дата обращения: 16.11.2021).

14. Бежар М. Мгновение в жизни другого. М.: Союзтеатр СТД СССР, 1989. 237 с.


Рецензия

Для цитирования:


Грызунова О.В. Выразительный танец на сцене: «Весна священная» И. Стравинского – М. Вигман. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(1):24-38.

For citation:


Gryzunova O.V. “Expressive dance” on the stage: The rite of spring by I. Stravinsky – M. Wigman. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(1):24-38. (In Russ.)

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)