Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Исполнительская деятельность как познавательный процесс

Полный текст:

Аннотация

В исследовательском фокусе данной статьи находится двусторонний процесс исполнительской деятельности и рецепции, в которых интерпретатору необходимо учитывать механизмы воздействия психологических факторов на реципиента — слушателя, в ряде случаев, — зрителя, так как исполнительский жест — не менее важная категория в восприятии. Объект исследования — исполнительская деятельность, предмет исследования в данной статье — познавательный процесс и психологические факторы, которые необходимо понимать исполнителю, чтобы построить свою деятельность как систему коммуникации со слушателем.
В статье применяется методологические принципы из области психоакустики, а также принимаются во внимание различные нейрофизиологические факторы, заимствованные из соответствующих исследований. В качестве вывода автор формулирует мнение о том, что исполнительская деятельность музыканта находится в тесной связи с гипотетическим слушателем, что представляется новым взглядом на проблему, так как исполнительская деятельность в прежнем понимании основывалась главным образом на воспроизведении всех нюансов нотного текста, и не рассматривалась в ракурсе исполнительства как коммуникативного акта, сопряженного с психологическими факторами. Эта деятельность является познавательной и основывается на том, чтобы предполагать и «программировать» реакцию реципиента с помощью целенаправленных выразительных механизмов воздействия.

Об авторе

Е. М. Курманаев
Казахский национальный университет искусств
Казахстан

доц. каф.

ул. Независимости, д. 50, г. Астана



Список литературы

1. Deliege I. Similarity relations in listening to music: How do they come into play? // Musicae Scientiae Discussion Forum. 4 A. 2007. Р. 9–37.

2. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. Braunschweig, 1863. 600 S.

3. Stumpf С. Tonpsychologie. Leipzig: S. Hirzel, 1883–1990. Bd. 1. 1883. 447 s.; Bd. 2, 1890. 577 S.

4. Курт Э. Музыкальная психология // Альманах музыкальной психологии. М., 1994. 160 c.

5. Seashore C. E. The Psychology of Musical Talent. New York: Silver, Burdett & Co, 1919. 309 p.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: учеб. пос. СПб: Лань, Планета музыки, 2020. 488 с.

7. Вундт В. М. Основы физиологической психологии. Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. 332 с.

8. Назайкинский Е. В. Некоторые особенности музыкознания на исходе ХХ в. //Преподаватель (Музыкант-педагог). 1999. № 4. С. 15–20.

9. Бонфельд М. Ш. Понимание музыки: основные стадии процесса // Проблемы и перспективы музыкального образования в ХХI веке: мат-лы науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 2000. С. 165–167.

10. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: учеб. пос. 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. 2020. 488 с.

11. Pieron H. Vocabulaire de la psychologie. Paris: Presses Universitaires de France, 1951. 308 р.

12. Schenker H. The Spirit of Musical Technique (Der Geist Der Musikalischen Technik) // The Schenker Project: Culture, Race, and Music Theory in Fin-de-siècle Vienna / Nicholas Cook, Oxford: Oxford University Press, 2007. Р. 319–332.

13. Boulez P. Le pays fertile. Paul Klee. Paris: Gallimard, 1989. 175 p.

14. Wundt W. M. Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung. Leipzig: Heidelberg, C. F. Winter, 1862. 474 S.

15. Lerdahl F. A. & Jackendoff R. S. Generative Theory of Tonal Music. Cambridge, MA: MIT Press, 1996. 384 p.

16. Rosch E. Cognitive reference points // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. № 104. Р. 192–233.

17. Арановский M. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 252–271.

18. Juslin P. N, Västfjäll D. Emotional responses to music: the need to consider underlying mechanisms. Behav Brain Sci. 2008. Oct. № 31(5). Р. 559-575 [Электронный ресурс] https://doi:10.1017/S0140525X08005293.PMID:18826699 (дата обращения: 21.10.2021).

19. Eerola T., & Vuoskoski J. K. A review of music and emotion studies: Approaches, emotion models, and stimuli. Music Perception. 2013. № 30(3). Р. 307–340 [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1525/mp.2012.30.3.307 (дата обращения: 21.10.2021).

20. Molnar-Szakacs I., Wang M. J., Laugeson E. A., Overy K., Wu W. L., Piggot J. Autism, emotion recognition and the mirror neuron system: the case of music. Mcgill J Med. 2009. Nov. 16. № 12(2). 87 р.

21. Milston S. I., Vanman E. J. & Cunnington R. Cognitive empathy and motor activity during observed actions. Neuropsychologia. 2013. №. 51(6). Р. 1103–1108 [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2013.02.020 (дата обращения: 21.10.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Курманаев Е.М. Исполнительская деятельность как познавательный процесс. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(6):185-199.

For citation:


Kurmanaev E.М. Executive activities as a cognitive process. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(6):185-199. (In Russ.)

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)