Исполнительская деятельность как познавательный процесс
Аннотация
В исследовательском фокусе данной статьи находится двусторонний процесс исполнительской деятельности и рецепции, в которых интерпретатору необходимо учитывать механизмы воздействия психологических факторов на реципиента — слушателя, в ряде случаев, — зрителя, так как исполнительский жест — не менее важная категория в восприятии. Объект исследования — исполнительская деятельность, предмет исследования в данной статье — познавательный процесс и психологические факторы, которые необходимо понимать исполнителю, чтобы построить свою деятельность как систему коммуникации со слушателем.
В статье применяется методологические принципы из области психоакустики, а также принимаются во внимание различные нейрофизиологические факторы, заимствованные из соответствующих исследований. В качестве вывода автор формулирует мнение о том, что исполнительская деятельность музыканта находится в тесной связи с гипотетическим слушателем, что представляется новым взглядом на проблему, так как исполнительская деятельность в прежнем понимании основывалась главным образом на воспроизведении всех нюансов нотного текста, и не рассматривалась в ракурсе исполнительства как коммуникативного акта, сопряженного с психологическими факторами. Эта деятельность является познавательной и основывается на том, чтобы предполагать и «программировать» реакцию реципиента с помощью целенаправленных выразительных механизмов воздействия.
Об авторе
Е. М. КурманаевКазахстан
доц. каф.
ул. Независимости, д. 50, г. Астана
Список литературы
1. Deliege I. Similarity relations in listening to music: How do they come into play? // Musicae Scientiae Discussion Forum. 4 A. 2007. Р. 9–37.
2. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. Braunschweig, 1863. 600 S.
3. Stumpf С. Tonpsychologie. Leipzig: S. Hirzel, 1883–1990. Bd. 1. 1883. 447 s.; Bd. 2, 1890. 577 S.
4. Курт Э. Музыкальная психология // Альманах музыкальной психологии. М., 1994. 160 c.
5. Seashore C. E. The Psychology of Musical Talent. New York: Silver, Burdett & Co, 1919. 309 p.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: учеб. пос. СПб: Лань, Планета музыки, 2020. 488 с.
7. Вундт В. М. Основы физиологической психологии. Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. 332 с.
8. Назайкинский Е. В. Некоторые особенности музыкознания на исходе ХХ в. //Преподаватель (Музыкант-педагог). 1999. № 4. С. 15–20.
9. Бонфельд М. Ш. Понимание музыки: основные стадии процесса // Проблемы и перспективы музыкального образования в ХХI веке: мат-лы науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 2000. С. 165–167.
10. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: учеб. пос. 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. 2020. 488 с.
11. Pieron H. Vocabulaire de la psychologie. Paris: Presses Universitaires de France, 1951. 308 р.
12. Schenker H. The Spirit of Musical Technique (Der Geist Der Musikalischen Technik) // The Schenker Project: Culture, Race, and Music Theory in Fin-de-siècle Vienna / Nicholas Cook, Oxford: Oxford University Press, 2007. Р. 319–332.
13. Boulez P. Le pays fertile. Paul Klee. Paris: Gallimard, 1989. 175 p.
14. Wundt W. M. Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung. Leipzig: Heidelberg, C. F. Winter, 1862. 474 S.
15. Lerdahl F. A. & Jackendoff R. S. Generative Theory of Tonal Music. Cambridge, MA: MIT Press, 1996. 384 p.
16. Rosch E. Cognitive reference points // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. № 104. Р. 192–233.
17. Арановский M. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 252–271.
18. Juslin P. N, Västfjäll D. Emotional responses to music: the need to consider underlying mechanisms. Behav Brain Sci. 2008. Oct. № 31(5). Р. 559-575 [Электронный ресурс] https://doi:10.1017/S0140525X08005293.PMID:18826699 (дата обращения: 21.10.2021).
19. Eerola T., & Vuoskoski J. K. A review of music and emotion studies: Approaches, emotion models, and stimuli. Music Perception. 2013. № 30(3). Р. 307–340 [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1525/mp.2012.30.3.307 (дата обращения: 21.10.2021).
20. Molnar-Szakacs I., Wang M. J., Laugeson E. A., Overy K., Wu W. L., Piggot J. Autism, emotion recognition and the mirror neuron system: the case of music. Mcgill J Med. 2009. Nov. 16. № 12(2). 87 р.
21. Milston S. I., Vanman E. J. & Cunnington R. Cognitive empathy and motor activity during observed actions. Neuropsychologia. 2013. №. 51(6). Р. 1103–1108 [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2013.02.020 (дата обращения: 21.10.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Курманаев Е.М. Исполнительская деятельность как познавательный процесс. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(6):185-199.
For citation:
Kurmanaev E.М. Executive activities as a cognitive process. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(6):185-199. (In Russ.)