Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Специфика и исторические пути немецкой народной песни

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются история развития и основные жанрово-стилевые черты немецкой народной песни. Мелодические, гармонические, ритмические и композиционные особенности песенного фольклора раскрываются на примерах XVI–XIX веков (плясовые, любовные, утренние, исторические, соревновательные песни, баллады, песнопения ландскнехтов, писарей, крестьян, оруженосцев, охотников и рыбаков). Определяется роль немецкой народной песни в становлении национальных композиторских школ Австрии и Германии: анализируются инструментальные сочинения композиторов эпохи барокко и классицизма, в которых нашли отражение интонационные и жанрово-стилевые особенности народной песни. Методами исследования послужили теоретический анализ исторической, искусствоведческой, музыковедческой литературы; хронологический исторический и культурологический теоретический и сравнительный анализ. Методологической основой разработки проблемы послужили труды отечественных и зарубежных музыковедов-теоретиков и фольклористов. Автор приходит к выводу, что немецкий фольклор получил развитие в искусстве миннезингеров, основу репертуара которых составляли народные песни, сохранившие свои коренные признаки, — четко построенную мелодию, преобладание устойчивых ступеней лада, движения по звукам тонического трезвучия, маршевые и танцевальные ритмы. Эти же качества немецкой музыки ценили и развивали в своем творчестве И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф.Шуберт, Й. Брамс и другие немецкие и австрийские композиторы.

Об авторе

М. В. Переверзева
Российский государственный социальный университет
Россия

д-р искусствоведения, проф.

ул. Вильгельма Пика, д. 4/1, Москва, 129226



Список литературы

1. Meier J. Volksliedstudien John Meier; 1. Aufl. X. Strassburg: Trubner, 1917. 246 S.

2. Beer A. Zur Geschichte der Veroffentlichung und zur Rezeption von Beethovens Liedern op. 52 // Musikforschung. 1994. No 2. S. 142.

3. Friedlander M. Das deutsche Lied. Leipzig, 1902. I. 326 S. II. 164 S.

4. Hugo J. B. Das deutsche Volkslied. Leipzig: Dörfflink & Franfe, 1956. 56 S.

5. Krummacher F. Traditionen der Choraltropierung in Bachs frühem Vokalwerk Das Frühwerk J. S. Bachs. Köln, 1995. 240 S.

6. Liliencron R. F. von Die historischen Volkslieder der Deutschen vom 13. Bis 16. Jahrhundert: Bd. 1507–1529. Leipzig: Verlag von Bogel, 1867. 930 S.

7. Moser H. Mozart als Liederkomponist // Osterreichische Musikzeitschrift. 11. Jahrgang, Helf 3, Marz. 1956. S. 77–90.

8. Moser J. Ansätze zu einer neueren Volksliedforschung // Jahrbuch für Volksliedforschung. 1989. Vol. 34. S. 56–69.

9. Schmidt L. Joseph Haydn, Volksgesang und Volkslied Joseph Haydn und die Literatur seiner Zei Joseph Haydn und die Literatur seiner Zeit Jahrbuch fur osterreichische Kulturgeschichte. Bd. VI. Eisenstadt, 1976. S. 25–34.

10. Schneider K. Das musikalisce Lied in geschichtlicher Entwicklung. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1865. S. 82–92.

11. Werba E. Das Mozart-Lied in der Aufflihrungspraxis der Gegenwart // Osterreichische Musikzeitschrift, 1967, Helf 8. 455 S.

12. Windholz J. Schwindendes Erbe (Mündliche Überlieferung der Russlanddeutschen) // Die Russlanddeutschen — Gestern und Heute. Köln: Herbig, 1992. S. 239–251.

13. Шишкина-Фишер Е. M. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практ. пос. для рос. немцев. 3-е изд., перераб. и доп. M.: Готика, 2002. 328 с.

14. Бедуш Е. А., Кюрегян Т. С. Ренессансные песни. М.: Композитор, 2007. 424 с.

15. Кершнер Л. М. Немецкая народная музыка. M.: Музыка, 1965. 92 с.

16. Михайлов A. В. Арним фон Ахим. О народных песнях. Эстетика немецких романтиков. СПб.: СПб. ун-т, 2006. 727 с.

17. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 г.: учебник: в 2 т. 2-е изд., перераб. М.: Музыка, 1983. Т. 1. 696 с.

18. Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М.: КлассикаХХI, 2004. 405 с.

19. Wiora W. Das Musikwerk. Hft. 4. Europaischer Volksgesang. Köln: Arno Volk, 1952. 72 s.

20. Жирмунский В. М. Проблема фольклора. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки. М.: ОГИ, 2004. 463 с.

21. Jolizza W. Das Lied und seine Geschichte. Wien und Leipzig: A. Hartleben, 1910. 324 S.

22. Russell P. The Themes of the German Lied from Mozart to Strauss Edwin. München: Mellen Press, 2002. 426 S.

23. Ballin E. Das Wort-Ton-Verhaltnis in den klavierbegleiteten Liedern W.A. Mozarts. Kassel: Bärenreiter, 1984. 153 S.

24. Gallotta B. La liederistica mozartiana // Rassegna musicale curci. 1994. No 2. P. 14–19.

25. Cooper B. Beethoven’s Folksong Setting: Chronology, Sources, Style. Oxford: Clarendon Press, 1994. 270 р.


Для цитирования:


Переверзева М.В. Специфика и исторические пути немецкой народной песни. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;76(5):98-119.

For citation:


Pereverzeva M.V. Specifics and histiorical ways of folk German song. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;76(5):98-119. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)