Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Трансцендентные этюды» Ференца Листа в аспекте эволюции исполнительского искусства XX века

Аннотация

В статье на примере «Трансцендентных этюдов», более полутора веков занимающих одно из ключевых мест на концертной эстраде, рассматриваются основные эволюционные тенденции исполнения фортепианной музыки Ференца Листа. Затрагивается аспект воплощения пианистами понятия «трансцендентности» в музыкальных образах, дается обзор раз[1]вития листианства, проводится комплексный сравнительный анализ интерпретаций «Трансцендентных этюдов» № 1 и 2 Святославом Рихтером, Дьёрдем Цифрой и Лесли Ховардом.

Автор приходит к выводам о том, что проявившаяся в ХХ веке тенденция эволюции исполнительства от репертуарной «всеядности» к узкой специализации, от фиксации концертных исполнений отдельных пьес к студийным записям «полных собраний сочинений» способствовала эволюции образности в интерпретации: от «фресковой романтической картины» (Рихтер) к высокодетализированному (Цифра), скорее, интеллектуально-рациональному, чем экспрессивно-эмоциональному наполнению художественного образа (Ховард).

Об авторе

Н. Г. Стейт
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия

асс.-стажер 2-го курса фортепианного факультета

Театральная пл., д. 2, Санкт-Петербург, 190000



Список литературы

1. Егорова М. А. Историческая парадигма: Ф. Лист – от Трансцендентных этюдов к Сонате h-moll // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика. Вып. 5. М. 2012. С. 40–44.

2. Зандберг Д. Особенности фактуры в «Этюдах высшего исполнительского мастерства» Ф. Листа // Ференц Лист. По прочтению гения: сб. ст. / сост. и науч. ред. Г. П. Овсянкина, Р. М. Черная. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 137–149.

3. Буасье А. Уроки Листа / пер. с фр., вступ. ст. и ком. Н. П. Корыхалова. СПб.: Композитор, 2013. 75 с.

4. Румянцева Т. Г. Трансцендентное и трансцендентальное // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Скакун, 1999. 896 с.

5. Губарева Л. Н., Смирнова Н. А. К вопросу эволюции жанра концертного этюда в творчестве Ф. Листа // Фортепианное наследие композиторов венской школы: история, педагогика, интерпретация. Сб. мат-лов III Международ. науч.-практ. конф. Белгород, 2020. С. 79–84.

6. Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль. М.: Классика-XXI, 2008. 208 c.

7. Мильштейн Я. Ференц Лист. М.: Музыка, 1999. 686 с.

8. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: учеб. пос.: в 3 ч. М.: Музыка, 1988. Ч. 2. 449 с.

9. Грохотов С. В. «Советский пианизм»: между идеологией и мифологией // Фортепиано. 2014. № 1. С. 31–33.

10. Бородин Б. Б. Советское пианистическое пространство: «заповедник» романтизма // Фортепиано. 2014. № 1. С. 34–39.

11. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М.: Сов. композитор, 1990. 328 с.

12. Nonken M. The Spectral Piano: From Liszt, Scriabin, and Debussy to the Digital Age. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 192 p.

13. Howard Leslie. From CD-edition Liszt – The Complete Piano Music, booklet original. Vol. 4: Douze Études d’exécution transcendante (Transcendental Studies, S139, published 1852); Mariotte – Valse de Marie (without S number, c 1840, first recording); Adagio in C (without S number, 1841, first recording) + Élégie sur des motifs du Prince Louis Ferdinand de Prusse (S168, 1842 revised 1852). Hyperion Records Ltd., London, 1989. Vol. 26: The Young Liszt (the surviving piano music by Liszt up to the age of sixteen). Hyperion Records Ltd., London, 1994. Vol. 34: Douze Grandes Études (The first concert version of the ‘Douze Études d’exécution transcendante’), S137 (1837) and Morceau de salon Étude de perfectionnement, S142 (1840, first recording). Hyperion Records Ltd., London, 1995.

14. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. М.: Классика-XXI, 2005. 480 c.

15. Ступина А. С. Жанры этюда в фортепианном творчестве Ф. Листа // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сб. докладов VIII Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т. / под ред. Н. В. Бараниченко. Белгород, 2020. С. 130–135.


Рецензия

Для цитирования:


Стейт Н.Г. «Трансцендентные этюды» Ференца Листа в аспекте эволюции исполнительского искусства XX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(4):166-181.

For citation:


Steyt N.G. Franz Liszt’s Transcendental Etudes in the aspect of the evolution of the 20th century performing arts. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(4):166-181. (In Russ.)

Просмотров: 398


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)