Музыкальные взгляды и принципы А. Д. Каменского
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению системы музыкальных взглядов выдающегося отечественного пианиста и педагога первой половины ХХ века Александра Даниловича Каменского (1900–1952). Впервые ставится вопрос о методике преподавания А. Д. Каменского, анализируются соответствующие фрагменты воспоминаний его учеников (Д. А. Толстой, А. С. Бернгардт, Ю. Прытков и др.), коллег (Б. Арапов, М. Я. Хальфин и др.), а также личных дневников музыканта и педагога. Рассматривается влияние «анатомо-физиологической школы» (Э. Баха и Р. Брейтгаупта), реконструируется поиск Каменским «универсального метода обучения», учитывающего типы телосложения и психической организации учеников. В научный оборот вводятся некоторые архивные документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.
История жизни Каменского доказывает, что профессионализм музыканта-преподавателя определялся и продолжает представляться как сочетание высокой нравственности, педагогической чуткости и музыкантской состоятельности, отражающей его профессиональные навыки, эстетическое чутье и чувство стиля.
Об авторе
А. Д. РешетникРоссия
аспирант
наб. р. Мойки, д. 98, Санкт-Петербург, 190031
Список литературы
1. Бушен А. Д. Александр Данилович Каменский: Очерк жизни и творчества. Л.: Сов. композитор, 1982. 144 с.
2. Бушен А. Д. Подвиг пианиста // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны: Статьи. Воспоминания / ред. Г. Пожидаева. М.: Музыка, 1970. С. 217–232.
3. Михайлова Е. А. Собрание нотных рукописей как отражение творческой деятельности композитора и пианиста А. Д. Каменского // Вестник «Альянс-Архео». Вып. 21. М.; СПб., 2017. С. 53–64.
4. Михайлова Е. А. Материалы к творческой биографии А. Д. Каменского // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2018. № 2 (54). С. 29–33.
5. Толстой Д. А. Для чего все это было. Воспоминания. СПб.: Библиополис, Композитор, 1995. 624 c.
6. Мальцев С.М. Л. И. Зелихман, М. Я Хальфин: страницы жизни в документах // Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания / ред.-сост. С. М. Мальцев СПб.: КультИнформПресс, 2012. С. 17–362.
7. Штейнгаузен Ф. А. Физиологические ошибки в технике фортепианной игры / пер. с нем. С. Малькиной под ред. Е. Шольц; предисл. С. Ф. Шлезингера. СПб.: Тип. «Печатный труд», 1909. 173 с.
8. Breithaupt R. Die natürliche Klaviertechnik. Vol. 1-2. Leipzig: C.F. Kahnt Nachfolger,1905-1906. 674 S.
9. Bach E. J. Die vollendete Klaviertechnik. Wölbing, 1929. 414 S.
10. Рукописи А. Д. Каменского / Основные взаимоотношения между пианистом и фортепиано (посадка, рука, клавиатура). Черновик статьи. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–545. Оп. 1. Д. 50.
11. Рукописи Б. А. Арапова / Автобиография, воспоминания, дневники путешествий. Воспоминания. Наброски, черновики. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–559. Оп. 1. Д. 106.
Рецензия
Для цитирования:
Решетник А.Д. Музыкальные взгляды и принципы А. Д. Каменского. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(4):135-144.
For citation:
Reshetnik A.D. Musical views and principles of A. D. Kamensky. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(4):135-144. (In Russ.)