Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

С. Прокофьев и А. Онеггер: аналогии художественных воплощений

Аннотация

Статья обращена к ряду характерных явлений в музыке Сергея Прокофьева и Артюра Онеггера. Рассматриваемые сочинения, относящиеся к 1910-м – началу 1920-х годов, обнаруживают художественное родство по проблематике и приемам музыкального воплощения — гармоническим, фактурным, ритмическим, композиционным. В круге изучаемых произведений оказываются «Скифская сюита», кантата «Семеро их», балет «Сказка о Шуте, семерых шутов перешутивших» С. Прокофьева и симфоническая поэма «Песнь Нигамона», мимическая симфония «Гораций-победитель», сценическая постановка «Притчи об играх мира» А. Онеггера

Об авторе

А. В. Горн
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

канд. искусствоведения, доц.

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М.: Советский композитор, 1977. 597 с.

2. Онеггер А. Я — композитор / Перевод с фр., ред., вступ. статья и коммент. В. Н. Александровой. Л.: Музгиз [Ленингр. отд.], 1963. 207 с.

3. Скафтымова Л. А. Вокально-симфоническое творчество Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. СПб: Изд-во Политех. ун-та, 2009. 254 с.

4. Прокофьев С. С. Дневник 1907–1933: в 3-х т. М.: Классика ХХI, 2017. Т. 2: 1916–1925. 547 с.

5. Архаизм в русской живописи // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. 848 с.

6. Раппопорт Л. Г. Артур Онеггер. 1892–1955. Л.: Музыка. [Ленингр. отд.], 1967. 304 с.

7. Ивко А. В. О гармонической событийности и формообразующих процессах в «Скифской сюите» С. Прокофьева // Киевское музыкознание: сб. ст. Киев, 2000. Вып. 3. С. 191–201.

8. Павчинский С. Э. Симфоническое творчество А. Онеггера. М.: Советский композитор, 1972. 225 с.

9. Левашев Ю. А. Ранние балеты Прокофьева // Из истории музыки XX века: сб. ст. / М. С. Друскин (отв. ред.). М.: Музыка, 1971. С. 7–30.

10. Honegger A. Le Dit des Jeux du Monde. Dix danses, a interlude, Epilogue pour orchestre de chambre. Paris: Editions Maurice Senart, 1928. 94 p.

11. Лащенко С. К. Архаические смыслы прокофьевского смеха (на примере оперы «Любовь к трем апельсинам» и балета «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего») // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры: сб. ст. Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2001. С. 219–228.

12. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне) // Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М., 1999. 285 с.


Рецензия

Для цитирования:


Горн А.В. С. Прокофьев и А. Онеггер: аналогии художественных воплощений. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(4):85-100.

For citation:


Gorn A.V. S. Prokofiev and A. Honegger: Analogies of artistic incarnations. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(4):85-100. (In Russ.)

Просмотров: 264


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)