«Баядерка» Начо Дуато: подражание классическому наследию или новаторство?
Аннотация
В статье рассматривается премьера 2019 года — балет «Баядерка» в постановке испанского хореографа Начо Дуато на сцене Михайловского театра Санкт-Петербурга. Дается краткая ретроспектива основных сценических воплощений балета «Баядерка». Проводится сравнительный анализ спектакля Дуато с канонической ленинградской трехактной версией балета Мариуса Петипа в редакциях В. Пономарева, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева 1941 и 1948 годов. Формулируются выводы о работе Н. Дуато с отечественным классическим балетным наследием. В частности, высказывается мнение о том, что «Баядерка» на сцене Михайловского театра не является оригинальной и новаторской постановкой Н. Дуато из-за того, что хореография балета большей частью заимствована из спектакля М. Петипа.
Об авторе
К. А. КозловаРоссия
преподаватель кафедры, SPIN-код: 9212-7830
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. «Баядерка» Начо Дуато. Сайт Михайловского театра. URL: https://mikhailovsky.ru/afisha/repertoire/la_bayadere_duato/ (дата обращения: 01.03.2021).
2. Груцынова А. «Потерянный» финал «Баядерки»: к вопросу о драматургии и сюжетной логике // Вестник Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой. №4 (39). 2015. С. 141–148.
3. Зозулина Н. Н. «Баядерка» М. Петипа: к вопросу о четвертом акте балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5. С. 26–39.
4. Петербургский балет. Три века: хроника. Т. 4. 1901–1950 / сост. Н. Зозулина, В. Миронова. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2015. 544 с.
5. Илларионов Б. А. Баядерка: четыре или три? // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 4. С. 28–39.
6. Розанова О. И. Баядерка — редакция Н. Н. Боярчикова (2001) // Шедевры балета 19 и 20 века в 21 веке: сб. ст. (учеб. пос.). СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2020. С. 55–57.
7. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века: Т. 1. Хореографы. Л.: Искусство, 1971. 526 с.
8. Видеозапись танцевального спектакля «Баядерка – храмовая танцовщица» канадской компании Manohar Performing Arts of Canada 2002 года. Хореограф-постановщик Usha Sharma URL.: https://www.youtube.com/watch?v=UgFAiTNWq T8&list=PLXrkhdkWxShlXBYORNPwEDg9TrBThJc2M&index=19&t=3666s (дата обращения: 02.03.2021).
9. Новости культуры. Репортаж: Испанский танцовщик Начо Дуато поставил в Михайловском театре балет «Баядерка». Эфир от 07.10.2019. URL: https:// smotrim.ru/video/1950522 (дата обращения: 03.03.2021).
10. Майниеце В. «Баядерка». О ценностях подлинных и мнимых // Многоликий бог танца. М.: Аграф, 2019. С. 191–202.
11. Козлова К. Спящая красавица: Петипа – Дуато // Балет. 2019. № 5 (218). С. 42–43.
12. Свинцова В. Пожертвовал слоном. Начо Дуато поставил «Баядерку» без экзотики Индии // Известия, 2019. 7 октября. URL: https://iz.ru/929155/varvara-svintcova/ pozhertvoval-slonom-nacho-duato-postavil-baiaderku-bez-ekzotiki-indii (дата обращения: 01.03.2021).
13. Абызова Л. И. История хореографического искусства. Отечественный балет XX – начала XXI веков: учеб. пос. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2017. 368 с.
14. Гаевский В. «Баядерка», опыт интерпретации // Петербургский театральный журнал. 1994. № 5. URL: http://ptj.spb.ru/archive/5/in-opposite-perspective-5/ bayaderka-opyt-interpretacii/ (дата обращения: 01.03.2021).
15. «Баядерка». Официальный сайт «Большого театра» https://www.bolshoi.ru/ performances/1/details/ (дата обращения: 04.03.2021).
16. Ященков П. Один из лучших западных хореографов Начо Дуато поставил «Баядерку» // Московский Комсомолец. 2019. № 28131. 21 ноября. URL: https:// www.mk.ru/culture/2019/11/20/odin-iz-luchshikh-zapadnykh-khoreografov-nacho-duato-postavil-bayaderku.html (дата обращения: 04.03.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Козлова К.А. «Баядерка» Начо Дуато: подражание классическому наследию или новаторство? Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(4):35-45.
For citation:
Kozlova K.A. La Bayadère by Nacho Duato: Imitation of the classical heritage or innovation? Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(4):35-45. (In Russ.)