Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Музыкальное произведение: проблемы текста и смыслового инварианта

Полный текст:

Аннотация

Факт множественности интерпретаций музыкальных текстов и, как следствие, наличие различных способов интонирования одного и того же текста (иными словами, его смысловое варьирование) ставит вопрос о границах смысла конкретного текста.  Предположение об отсутствии таких границ было бы равнозначным признанию возможности бесконечных, неограниченных смысловых модификаций текста, что означало бы равное допущение любых смыслов — то есть, в конечном счете, его бессмысленность. Цель работы — попытка обнаружения констант, смысловых инвариантов музыкального-художественного (звукового) текста. На материале европейской музыки различных исторических эпох выделяются различные условия существования и сохранения музыкальных текстов: а) условия устной традиции, б) письменной традиции, еще не пришедшей к полной фиксации звуковысотной и ритмической сторон музыкального текста (до XIX века), в) письменной традиции в ее максимально полном раскрытии, не допускающем дополнений нотного текста со стороны исполнителей (XIX и XX веков). Широкий охват материала предполагает применение сравнительно исторического метода. В вопросах музыкального смыслопорождения наиболее целесообразно было обратиться к феноменолого-диалектическому методу, утвержденному А. Ф. Лосевым. Производится разделение понятий текстового (в том числе нотного) и смыслового инвариантов музыкального произведения. Выводы, содержащие новые положения: а) в качестве смыслового инварианта произведения видится звуковой образ (модель), имеющий жанрово-стилевую природу и определяющий все возможные способы интонирования при непрерывности устной исполнительской традиции; б) в музыке развитой письменной традиции расширение диапазона интерпретаций обусловлено сложным сплетением различных и даже контрастных жанровых моделей в нотном тексте, которые, тем не менее, определяли направления (векторы) смыслов, препятствуя переходу в «дурную бесконечность», в) в новом контексте представлено определение музыкального произведения, данное А. Ф. Лосевым.

Об авторе

К. В. Зенкин
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Россия

д-р искусствоведения, проф., проректор по науч. работе

SPIN-код: 7462-2042

ул. Большая Никитская, д. 13/6, Москва, 125009

 



Список литературы

1. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.

2. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 5–296.

3. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М.: Советский композитор, 1983. 153 с.

4. Магтымгулыева Г. К. Проблема индивидуального и универсального в туркменской музыке на примере народной мелодии «Нар агаджи» // Музыка – Философия – Культура. VIII международная междисциплинарная научная конференция: Музыкальная наука в истории культуры: философские аспекты и методологические основания, приуроченная к 10-летию журнала «Научный вестник Московской консерватории» (23–25 декабря 2020 г.). М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2020. С. 30–32.

5. Соколова А. Н. Жанровая трансформация в музыкальном фольклоре (на примере «Молитвы Шамиля») // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2019. № 1 (9). С. 30–45.

6. Сапонов М. А. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. 77 с.

7. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). М.: Мос. гос. консерватория, 1997. 571 с.

8. Panov A. A., Rozanov I. V. Performing Ornaments in English Virginal and Harpsichord Music (Based on the Study of Original Interpretation Instructions) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2020. № 1 (10). С. 41 – 67.

9. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. 352 с.

10. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1971. 376 с.

11. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века. М.: Московская гос. консерватория, 1996. Ч. 1. 192 с.

12. Kraft A., Kolodziej E., Debski P., Sniezek B., Cieslak A., Poroszewska M., Wierzbicka M., Klebba P., Miklaszewski K. Flash Time: How is Tempo Rubato Performed? The timing of sounds from bars 51 – 53 of Fryderyk Chopin’s Nocturne in D flat major, op. 27 No. 2, as recorded by pianists from various periods // Chopin 1810 – 2010. Ideas, Interpretations, Influence. Proceedings of the 3rd International Chopin Congress, Vol. 2, Warsaw/Poland, 2010 / ed. by I. Poniatowska, Z. Chechlinska, Warsaw: The Fryderyk Chopin Institute, 2017. P. 27–48.

13. Hansen M. S. Pedalling the Chopin Concertos: Chopin and the Style Brillante // Chopin 1810–2010. Ideas, Interpretations, Influence. Proceedings of the 3rd International Chopin Congress, Vol. 2, Warsaw/Poland, 2010 / ed. by I. Poniatowska, Z. Chechlinska, Warsaw: The Fryderyk Chopin Institute, 2017. P. 155–172.

14. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 405–602.

15. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. С. 314–321.


Для цитирования:


Зенкин К.В. Музыкальное произведение: проблемы текста и смыслового инварианта. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(3):122-131.

For citation:


Zenkin K.V. Musical composition: Problems of the text and semantic invariant. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(3):122-131. (In Russ.)

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)