Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Искусство «пустяков»: традиция минимального художественного жеста в искусстве XX и XXI веков

Аннотация

Статья  посвящена  феномену  безыскусного,  «пустякового»  искусства: внежанровому  и  внестилистическому  качеству  изобразительного  творчества, проявляющемуся в размывании границ между произведением искусства и действительностью. На примерах творчества авторов XX и XXI веков  определяются  черты  и  обстоятельства  существования  указанного феномена: способы творческого взаимодействия художника с миром (растворение, посредничество), особенности работы с сюжетом и материалом (проявление  неочевидной,  «тихой»  красоты  окружающей  реальности, включение  в  палитру  бывших  в  употреблении  материалов  для  творчества); минимальность художественного жеста (обнаружение автором минимально необходимых и точных действий, позволяющих зафиксировать художественное открытие, при этом, оставаясь в тени). Через призму безыскусности рассматриваются различные виды и жанры изобразительного искусства: графика, живопись, коллаж, ассамбляж, рельеф, скульптура, «найденный объект». Несмотря на заявленный внестилистический взгляд на искусство, выделяются направления, в которых чаще встречаются черты дадаизма, «бедного» искусства. Начало и природа описываемого явления  обнаруживаются  сначала  в  античной  и  восточной  дзен-буддистской культурах, а затем — в формальных поисках искусства XX века. В качестве вывода  высказывается  предположение  об  актуальности  подобного  пути, возвращающего  к  непосредственным  тактильным  и  визуальным  ощущениям  реальности  в  условиях  дематериализации  и  виртуализации  искусства XXI века.

Об авторе

О. К. Халдеева
Институт современного искусства
Россия

аспирант

ул. Новозаводская, д. 27 А, Москва, 121309



Список литературы

1. Седакова О. А.Музыка: стихи и проза. М.: Русскiй мiръ. 2006. 480 с.

2. Зрелое воображение Михаила Рогинского: из бесед с живыми авангардистами // Русский журнал: интервьюер А. А. Ковалев. URL: http://old.russ.ru/culture/vystavka/20011116_ko.html (дата обращения: 13.03.2020).

3. Рихтер Х. Дада — Искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века / пер. с нем. Т. Набатниковой. М.: Гилея, 2014. 358 с.

4. Ревизия материала: каталог к выставке. М.: Гос. Третьяковская галерея. 2005. 138 с.

5. Андрей Красулин — Материал. Процесс. Интуиция: каталог выставки. М.: Надя Брыкина. 160 с.

6. Померанц Г. С. Некоторые течения восточного религиозного нигилизма: диссертация. Харьков: «Права человека», 2015. 312 с.

7. Меньшиков Л. А.Искусство как антиискусство. СПб.: Изд-во Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2019. 500 с.


Рецензия

Для цитирования:


Халдеева О.К. Искусство «пустяков»: традиция минимального художественного жеста в искусстве XX и XXI веков. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(1):106-117.

For citation:


Khaldeeva O.K. The Art of «trivia»: The Tradition of the Minimal Artistic Gesture in the Art of the 20th –21st Centuries. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(1):106-117. (In Russ.)

Просмотров: 256


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)