Искусство «пустяков»: традиция минимального художественного жеста в искусстве XX и XXI веков
Аннотация
Статья посвящена феномену безыскусного, «пустякового» искусства: внежанровому и внестилистическому качеству изобразительного творчества, проявляющемуся в размывании границ между произведением искусства и действительностью. На примерах творчества авторов XX и XXI веков определяются черты и обстоятельства существования указанного феномена: способы творческого взаимодействия художника с миром (растворение, посредничество), особенности работы с сюжетом и материалом (проявление неочевидной, «тихой» красоты окружающей реальности, включение в палитру бывших в употреблении материалов для творчества); минимальность художественного жеста (обнаружение автором минимально необходимых и точных действий, позволяющих зафиксировать художественное открытие, при этом, оставаясь в тени). Через призму безыскусности рассматриваются различные виды и жанры изобразительного искусства: графика, живопись, коллаж, ассамбляж, рельеф, скульптура, «найденный объект». Несмотря на заявленный внестилистический взгляд на искусство, выделяются направления, в которых чаще встречаются черты дадаизма, «бедного» искусства. Начало и природа описываемого явления обнаруживаются сначала в античной и восточной дзен-буддистской культурах, а затем — в формальных поисках искусства XX века. В качестве вывода высказывается предположение об актуальности подобного пути, возвращающего к непосредственным тактильным и визуальным ощущениям реальности в условиях дематериализации и виртуализации искусства XXI века.
Об авторе
О. К. ХалдееваРоссия
аспирант
ул. Новозаводская, д. 27 А, Москва, 121309
Список литературы
1. Седакова О. А.Музыка: стихи и проза. М.: Русскiй мiръ. 2006. 480 с.
2. Зрелое воображение Михаила Рогинского: из бесед с живыми авангардистами // Русский журнал: интервьюер А. А. Ковалев. URL: http://old.russ.ru/culture/vystavka/20011116_ko.html (дата обращения: 13.03.2020).
3. Рихтер Х. Дада — Искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века / пер. с нем. Т. Набатниковой. М.: Гилея, 2014. 358 с.
4. Ревизия материала: каталог к выставке. М.: Гос. Третьяковская галерея. 2005. 138 с.
5. Андрей Красулин — Материал. Процесс. Интуиция: каталог выставки. М.: Надя Брыкина. 160 с.
6. Померанц Г. С. Некоторые течения восточного религиозного нигилизма: диссертация. Харьков: «Права человека», 2015. 312 с.
7. Меньшиков Л. А.Искусство как антиискусство. СПб.: Изд-во Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2019. 500 с.
Рецензия
Для цитирования:
Халдеева О.К. Искусство «пустяков»: традиция минимального художественного жеста в искусстве XX и XXI веков. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(1):106-117.
For citation:
Khaldeeva O.K. The Art of «trivia»: The Tradition of the Minimal Artistic Gesture in the Art of the 20th –21st Centuries. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(1):106-117. (In Russ.)