Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

О художественном мировоззрении и мифологемах танца

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей художественно-поэтического мировоззрения в его изначальной взаимосвязи с мифом и мифологическим мировидением. Миф — это особая совокупность взглядов на окружающий мир, которую человек вырабатывает по законам красоты и целостного мировосприятия, это базовая психологическая структура личности, важнейший механизм реализации человека в культуре. Танец в своем древнем и изначальном виде является одной из проекций мифа, осуществляющей связь сакрального и земного. Рассматривая особенности исторических типов мировоззрения и специфику современного художественного образа мира, автор приходит к выводам о том, что танец не повторяет, не дублирует устную речь, а «разговаривает» при помощи своей образно-коммуникативной динамической структуры. Язык танца не только выражает глубинное эмоциональное состояние человека, он одновременно обладает знаково-символической природой, а для символического языка внешняя красота неотделима от красоты внутренней. Перспективу дальнейшего исследования составляет понимание возможности возвращения искусству танца его исходного сакрального звучания при формировании нового образа мира.

Об авторе

О. И. Тарасова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

д-р филос. наук, доц.

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург



Список литературы

1. Тарасова О. И. Антропологический кризис и феномен понимания. Волгоград: ВолГУ, 2009. 220 с.

2. Зубко Г. В. Миф. Взгляд на мироздание. М.: Логос, 2015. 360 с.

3. Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 823 с.

4. Лобок А. М. Психология мифа: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.11. Екатеринбург, 1998. 55 с.

5. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. № 7. С. 116–125.

6. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 41–62.

7. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2015. 511 с.

8. Морина Л. П. Психологические основания мифологии танца // Studia culturae. 2002. Вып. 4. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/295705347.pdf (дата обращения: 05.09.2020).

9. Морина Л. П. Мифология и феноменология танца. Автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01. СПб. 2003. 32 с.

10. Ершова Е. В. Особенности формирования навыков общения на языке танца в процессе обучения хореографии студентов-актеров // Педагогика искусства. 2011. № 3. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ershova-10-09-2011.pdf. (дата обращения: 14.01.2019).

11. Меньшиков Л. А. Искусство как антиискусство. СПб.: Изд-во Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2019. 500 с.

12. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. С. 31–95.


Для цитирования:


Тарасова О.И. О художественном мировоззрении и мифологемах танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(6):178-187.

For citation:


Tarasova O.I. On the Artistic Worldview and the Mythologemes of Dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(6):178-187. (In Russ.)

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)