Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Слова без музыки»: американская история Филипа Гласса

Аннотация

Статья написана на основе документальных материалов — воспоминаний современного американского композитора Филипа Гласса (1937) «Слова без музыки». Опираясь на мемуары, интервью и исследовательскую литературу разных лет, автор прослеживает жизненный и творческий путь Гласса как яркого представителя экспериментального искусства США второй половины ХХ века, глубоко связанного с национальными художественными и музыкальными традициями. Тесные контакты с авангардной нью-йоркской средой, обращение к азиатской культуре, а также к неакадемическому искусству предопределили самоидентификацию Гласса как американского композитора-маверика, отличающегося принципиальной установкой на обновление музыкального языка, экспериментализм, изобретение новых стилей (музыкальный минимализм) и техник письма (в частности, оригинального репетитивного метода организации звуковой материи — линейного процесса сложения и линейного процесса вычитания).

Об авторе

А. Е. Кром
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки
Россия

д-р искусствоведения, проф.

ул. Пискунова, д. 40, Нижний Новгород, 603950



Список литературы

1. Гласс Филип. Слова без музыки: Воспоминания / пер. с англ. С. Силаковой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 472 с.

2. Strickland E. American Composers: Dialogues on Contemporary Music. Bloomington Indianapolis: Indiana University Press, 1991. 223 p.

3. Music by Philip Glass edited and with supplementary material by Robert T. Jones. New York: Da Capo Press, 1995. 226 р.

4. Lejeune Ph. L’autobiographie en France. Paris: Armand Colin, 1998. 192 p.

5. Безрогов В. Г. Автобиография и история: некоторые комментарии историка к автобиографическим исследованиям // Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / пер. с нем. В. А. Волкова. М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 133–180.

6. Черкашина Т. Ю. Мемуарная автобиография и автобиографические мемуары: схожесть и различие понятий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 (33): в 2 ч. Ч. I. C. 196–199.

7. Сапожникова Ю. Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 54–56.

8. Глушко М. О. Особенности жанра автобиографии в американской и немецкой литературных традициях: сб. работ 69-й науч. конф. ... Белорус. гос. ун-та, 14–17 мая 2012 г.: в 3 ч. Минск. 2013. Ч. 3. С. 215–218.

9. Ives Charles E. Memos. Ed. by J. Kirkpatrick. New York: W.W. Norton and Company, 1991. 372 p.

10. Antheil G. Bad Boy of Music. Garden City: Doubleday, Doran and Co., 1945. 378 p.

11. Copland A. and Perlis V. Copland 1900 through 1942. New York: St. Martin’s Press, 1984. 402 p.

12. Copland A. and Perlis V. Copland since 1943. New York: St. Martin’s Press, 1989. 463 p.

13. Thomson V. Virgil Thomson. New York: A.A. Knopf, 1966. 489 р.

14. Cage J. An Autobiographical Statement // John Cage. Writer: Previously Uncollected Pieces. New York, 1993. P. 255–267.

15. Feldman M. Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman. Ed. By B. H. Friedman. Cambridge, Massachusetts: Exact Change, 2000. 256 p.

16. Reich S. Writings on Music, 1965–2000. Ed. by P. Hillier. Oxford; New York: Oxfоrd University Press, 2002. 272 p.

17. Кром А. Уроки Нади Буланже (по материалам воспоминаний американских композиторов) // Образование в сфере искусства. Научный журнал Ассоциации музыкальных образовательных учреждений. Магнитогорск. 2014. № 2 (3) ноябрь. С. 35–41.

18. Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.

19. Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. М.: Советский композитор, 1991. 473 с.

20. Гачев Г. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Academia, 1998. 432 с.

21. Broyles M. Mavericks and Оther Traditions in American Music. USA: Yale University, 2004. 387 р.

22. Дубинец Е. Made in USA: музыка — это всё, что звучит вокруг. М.: Композитор, 2006. 416 с.

23. Rockwell J. Philip Glass: The Orient, the Visual Arts and the Evolution of Minimalism // Rockwell J. All American Music: Composition in the Late Twentieth Century. New York: Vintage Books. A Division of Random House, 1984. Р. 109–122.

24. Schwarz K. R. Minimalists. London: Phaidon Press Limited, 1996. 240 р.

25. Манулкина О. Б. Джон Кейдж и история американской музыки // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 83–97.

26. Кром А. Музыкальное время и принципы его организации в искусстве американского минимализма // Музыковедение. 2015. № 7. С. 21–25.

27. Кром А. Франция Филипа Гласса // Opera Musicologica. 2015. № 1 (23). С. 62–74.

28. Potter K. Four Musical Minimalists. Cambridge University Press, 2000. 390 p.

29. Lubet Alex J. Indeterminate Origins: A Cultural Theory of American Experimental Music // Perspective on American Music since 1950 / Ed. by James R. Heintze. New-York: Garland Publishing Inc, 1999. Р. 95–140.


Рецензия

Для цитирования:


Кром А.Е. «Слова без музыки»: американская история Филипа Гласса. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(5):110-125.

For citation:


Krom A.E. «Words without music»: The American story of Philip Glass. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(5):110-125. (In Russ.)

Просмотров: 334


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)