Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Реставрационно-редакторская деятельность балетмейстеров как средство сохранения и актуализации классического балетного наследия

Аннотация

Статья посвящена проблеме сохранения балетов классического наследия. Данная проблематика является весьма актуальной, так как сохранение искусства классического балета невозможно без преемственности исполнительских традиций. Вместе с тем в последнее десятилетие на петербургских сценах наблюдается многообразие как классических, так и современных постановок, что неизбежно сказывается на качестве исполнения широко известных во всем мире балетных спектаклей.

Автор исследует методологию сохранения классического наследия, руководствуясь методами сравнительного анализа исторической экспликации особенностей восстановления хореографического текста в России и на Западе.

Предложены трактовки терминов «реставрация», «реконструкция», «редакция». На основании сопоставления позиций практиков балетного театра сделан вывод о зависимости между знанием исполнительской традиции и качеством постановки балетного спектакля прошлого, которое подразумевает опору на хореографическую логику постановщиков-предшественников и воссоздание образно-стилистических особенностей хореографической лексики как со стороны балетмейстера, так и со стороны артистов.

Об авторах

О. В. Грызунова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

канд. искусствоведения. SPIN-код 4784-8608

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



В. В. Омельницкая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

аспирант. SPIN-код 2035-3811

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Ирхен И. И., Лаврова С. В. Нотация и фиксация хореографического текста в условиях функционирования медиасредств // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 39–51.

2. The George Balanchine Trust [Электронный ресурс]. URL: http://balanchine.com/ (дата обращения: 03.03.2020).

3. Jerome Robbins Foundation [Электронный ресурс]. URL: http://jeromerobbins.org/ (дата обращения: 12.09.2019).

4. The Rudolf Nureyev Foundation [Электронный ресурс]. URL: https://nureyev.org/ (дата обращения: 03.03.2020).

5. Béjart Ballet Lausanne [Электронный ресурс]. URL: https://www.bejart.ch/en/ (дата обращения: 03.03.2020).

6. Катерина Шалкина в интервью «Хореография Бежара делает людей красивыми» [Электронный ресурс]. URL: https://culture-il.livejournal.com/744755.html (дата обращения: 03.03.2020).

7. Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. и автор прим. А. Нехендзи; предисл. Ю. Слонимского. Л.: Искусство, 1971. 447 с.

8. Вишнева Д. В. Проблемы возобновления и сохранения классического наследия // Балет. 2019. № 3. С. 42–43.

9. Реставрация // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия (2017). URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/3507167 (дата обращения: 11.07.2020).

10. Реставрация // Художественная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/art_encyclopedia/Реставрация (дата обращения: 25.02.2020).

11. Лебедев С. Н. Аутентичное исполнительство // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия (2020). URL: https://bigenc.ru/music/text/4865682 (дата обращения: 25.02.2020).

12. Мищенко М. Характер или скорость (об одном историческом недоразумении) // Opera musicologica. № 3–4 (9–10). С. 33–60.

13. Гусев П. А. Сохранить шедевры прошлого // Советский балет. 1983. № 4. С. 17–19.

14. Сергеев К. М. Вечно живая традиция // Советский балет. 1983. № 4. С. 23–24.

15. Полубенцев А. М. Проблемы сохранения классического наследия // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 2. С. 120–124.

16. Сергеев К. М. Прошлое и его уроки // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 1993. № 2. С. 7–13.

17. Bjørn Dinna. On dancing Bournonville // The Royal Danish Ballet and Bournonville. 1979. P. 20–23.


Рецензия

Для цитирования:


Грызунова О.В., Омельницкая В.В. Реставрационно-редакторская деятельность балетмейстеров как средство сохранения и актуализации классического балетного наследия. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(5):63-74.

For citation:


Gryzunova O.V., Omelnitskaya V.V. Choreographers’ restoration and editing work as a means of preserving and updating the classical ballet heritage. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(5):63-74. (In Russ.)

Просмотров: 298


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)