Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

К вопросу о природе символизма в портретах «мира искусства»

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуются символистские аспекты портретов художников «Мира искусства» на примерах графических и живописных портретов литераторов-символистов работы Константина Сомова и Льва Бакста. Пользуясь методами сравнительного и стилистического анализа, автор затрагивает тему двойственности символистского эффекта мирискусни-ческого портрета, разделяя понятия «истинного» и «мнимого» символизма. Под «истинным» символизмом автор понимает символизм портретного образа, создаваемый усилиями художника-портретиста, «мнимый» символизм в портрете — это символистский образ, возникающий благодаря харизме и символистской фактуре портретируемого. Портретная концепция мастеров «Мира искусства», по мнению автора, должна рассматриваться как «мнимый» символизм, когда символистский портрет возникает «естественным» образом, благодаря про-символистской идентификации моделей.

Об авторе

Д. С. Матюнина
Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет
Россия

Доцент кафедры живописи и композиции.

2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1, Москва, 129226



Список литературы

1. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало ХХ века. М.: Искусство XXI век, 2003. 296 с.

2. Маковский С. К. Страницы художественной критики. СПб.: Пантеон, 1913. Кн. 3. 186 с.

3. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / сост., вст. ст. и прим. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. 624 с.

4. Русакова А. А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. 736 с.

5. Воспоминания и записки Евгения Иванова об Александре Блоке // Блоковский сборник. Труды науч. конф., посвящ. изуч. жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 г. Тарту: Ruthenia, 1964. С. 344-388.

6. Волошин М. А. Средоточье всех путей. М.: Московский рабочий, 1989. 608 с.

7. Александр Блок в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит-ра, 1980. Т. 1. 570 с.

8. Дурылин С. Н. В своем углу: из старых тетрадей. М.: Мос. рабочий, 1991. 336 с.

9. Чулков Г. И. Годы странствий. Из книги воспоминаний. М.: Федерация, 1930. 397 с.

10. Петров В. Н. «Мир искусства». М.: Изобразительное искусство, 1975. 246 с.

11. Волошин М. А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. 848 с.

12. Лапшина Н. П. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М.: Искусство, 1977. 344с.

13. Матюнина Д. С. Вальтер Нувель: портреты работы Льва Бакста и Константина Сомова // Суриковские чтения: науч.-практ. конф. 2016. Красноярск: Красноярск. худож. музей им. В. И. Сурикова, 2017. С.82-90.

14. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: в 3-х т. / сост., авт. вст. ст. и прим. Н. Л. Приймак. М.: Изобразительное искусство, 1974. Т. 2. 1130 с.

15. Алленов М. М. Портретная концепция К. Сомова // Советское искусствознание -81 (1), 1982. С. 160-181.

16. Бобриков А. А. Другая история русского искусства. М.: Нов. лит. обозрение, 2012. 744 с.

17. Ельшевская Г. В. Короткая книга о Константине Сомове. М.: Нов. лит. обозрение, 2003. 176 с.

18. Андрей Белый. Между двух революций. Воспоминания: в 3 кн. М.: Худож. литра, 1990. Кн. 3. 672 с.

19. Андрей Белый. Начало века. Воспоминания: в 3 кн. М.: Худож. лит-ра, 1990. Кн. 2. 704 с.

20. Адамович Г. Одиночество и свобода. СПб: Алетейя, 2002. 481 с.

21. Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен: Изд-во Центр. объединения полит. эмигрантов из СССР (ЦОПЭ), 1962. 364 с.

22. Серебряный век. Мемуары / сост. Т. Дубинская-Джалилова. М.: Известия, 1990. 672 с.

23. Стернин Г. Ю. Символизм в русском изобразительном искусстве: способы его идентификации и толкования // Два века. Очерки русской художественной культуры. М.: Галарт, 2007. 384 с.

24. Стернин Г. Ю. К вопросу о путях самоопределения символизма / Русская художественная культура второй половины XIX - начала ХХ века. М.: Сов. художник, 1984. 296 с.

25. Голынец С. В. Лев Бакст: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. М.: Изобразительное искусство, 1992. 240 с.


Для цитирования:


Матюнина Д.С. К вопросу о природе символизма в портретах «мира искусства». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(4):164-177.

For citation:


Matyunina D.S. Symbolism in portraits of the «World of Art». Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(4):164-177. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)